Урок 6 ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. БУНИНА

0
446
информатика

Урок 6
Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству И. Бунина

Цели: уточнить требования к сочинению; повторить правила составления текста рецензии; научить отбирать материал к сочинению.

Ход урока

I. Слово учителя.

Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.

Это ваша интерпретация авторского текста.

«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым», – писал Д. С. Лихачев.

Вспомните требования к сочинению. (Написаны на плакате на доске.)

1. Соответствие теме.

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

4. План и логичность, последовательность изложения.

5. Самостоятельность мышления.

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

7. Общие требования к слогу:

џ ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

џ точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);

џ простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

џ образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).

8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

II. Выбор темы сочинения.

Тема сочинения – это то, что положено в основу содержания, это анализируемый предмет. Любая тема обязательно содержит в себе проблему – вопрос, требующий исследования и разрешения.

Идея (главная мысль сочинения) – это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.

1-я группа учащихся представляет несколько тем по творчеству И. Бунина.

III. Составление плана сочинения.

Важнейшим элементом сочинения является план.

М. Рыбникова отмечала, что составить удачный план – «это значит отдать себе отчет и в идейном содержании вещи, и в ходе событий, и в их причинно-временной связи… это значит сделать существенно важную языковую работу: найти нужные слова (обобщения читателя), выбрать из текста наиболее подходящие слова автора, передающие смысл части».

2-я группа представила свою работу по составлению плана к сочинению.

Выбрана тема сочинения: «Любовь в понимании И. А. Бунина». С целью сбора материала к сочинению по данной теме были перечитаны и исследованы тексты наиболее понравившихся новелл.

Надо стремиться к тому, чтобы каждый пункт плана отражал один из «ликов» бунинской любви.

Примерный план

Любовь в понимании И. А. Бунина

Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими.

Л. Н. Толстой

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

И. А. Бунин

План

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

II. Многогранность чувства любви у Бунина.

1. «Лики любви» в бунинских рассказах:

1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);

2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);

3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);

4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);

5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);

6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);

7) любовь – обида («Темные аллеи»);

8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);

9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);

10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).

2. «Всякая любовь – великое счастье…» (И. Бунин).

III. Голос, зовущий ценить любовь.

Комментарий

Любовь – одна из ключевых тем русских писателей-классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение отдается духовной, «платонической» любви, нежели чувственной, физической страсти.

В творчестве И. Бунина любовь – это особое слияние плоти и духа. Любовь его героев – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собою молодость.

Необычная для того времени смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви в сочетании с совершенством художественной формы и составляет новаторство Бунина в раскрытии этой темы.

Для Бунина прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Не об этом ли рассказ с таким символическим названием – «Чаша жизни» (1913)?

Емко и лаконично описана в нем грустная история прозябания от молодости до старости нескольких обывателей некого провинциального города.

Несчастны все без исключения герои рассказа, ибо их чувства подавлены смолоду.

Отец Кир не может простить возлюбленную юности, Саню, за то, что по воле отца, но сердцу вопреки соединила она свою судьбу не с ним, так пылко ее любившим, а с «дельным» человеком.

Ставший самым богатым в городе, человек этот, Селихов, издевается над женою, до конца своих дней ревнуя ее к протоирею.

Глубоко несчастна и сама Александра Васильевна, рано осознавшая свою роковую ошибку. Облегчить свое горе – несбывшуюся мечту о материнстве и грубость так и не полюбившегося мужа – помогает ей «далекая, еще не истлевшая любовь» к отцу Киру.

В венчальной шкатулке между супружескими фотографиями бережно хранит она и карточку Иорданского.

Она ничего, даже жизни, не пожалела бы за одно – пусть последнее – свидание с любимым.

Но и последнее свидание не приносит бунинским героям радости: перегоревшему чувству не разжечь пламя прежней любви. В рассказе «Последнее свидание» (1912), как и в чеховском «Ионыче», прослеживается целая человеческая жизнь. В юные годы помещик Андрей Стрешнев был влюблен в Веру, дочь соседней помещицы. Однако потом герои расстались (Вера уезжает в Москву раскрыть свой музыкальный талант), и жизнь сводит их вместе уже в зрелые годы.

Но теперь их роли меняются: уже Вера хочет видеть его рядом с собой, но любовь Андрея угасла, остаются только лишь горькие воспоминания о былом и бесцельное существование в приходящей в упадок усадьбе. Вера судорожно хватается за свое призрачное ненадежное счастье, стремясь удержать Андрея. Он же, не найдя смысла жизни, считает себя проигравшим, неудачником.

Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна «в своем обаянии».

Буквально оцепенев после неожиданной смерти любимой, герой больше 20 лет просидел на кровати в ее комнате, никуда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа».

Безумный для кого-то, для других он «не теперешним чета».

Иногда вихрь описанных Буниным чувств переходит в смерч, приносящий жертвы на алтарь любви. Так, в рассказе «Сны Чанга» (1916), написанном в форме смутных видений верной собаки-друга, печально доживает свой век капитан, когда-то храбрый, сильный и уверенный в себе человек, а теперь опустившийся бедняк. Он тоже на всю жизнь ранен любовью к женщине, прелестной, но бессердечной. Он не слишком много о ней говорит, однако совершенно ясно, что все его мысли и чувства полны ею. Единственная любовь, навечно опаляя сердце зрелого человека, лишает его сил сопротивляться жизненным невзгодам, не позволяет ему увидеть возможность счастья с другой, но не мешает ему любить жизнь в целом.

Трагична и история героев рассказа «Дело корнета Елагина» (1925). Влюбленный в актрису юноша переживает мучительное и сокрушающее первое чувство, «первую мессу пола». Весь мир преображается в глазах кавалериста, «ломит» грудь его «влечение ко всему хорошему, высокому».

Вскочив с постели, летает он, «страшно нервный», верхом по улицам, «изумляя даже городовых». Александр пытается «схватить какой-то неуловимый мотив, который как будто где-то слышал, а его все нет и нет!» И мы догадываемся, что сердце корнета полно искренней любви. Елагин умом понимает, что это «роковая» для него любовь, но сердцу не прикажешь. Драматический конфликт произведения в том, что Сосновская, «на любовь и на смерть летящая, как бабочка на огонь» (В. Ходасевич), не может составить счастье Елагина. Теперь, когда в ее жизнь врывается настоящая любовь, у нее уже не остается силы перебороть в себе пагубные пристрастия.

Мария понимает, что ей, с детства такой одинокой и всем чужой, так и не обрести семейного счастья. Тогда уж лучше умереть от руки возлюбленного, оставаясь ему верной навеки.

«Ошалелый» от своих чувств, корнет исполняет и эту, последнюю ее просьбу. «Любовь-наваждение» (В. Ходасевич) дарит Александру Елагину самые лучшие мгновения в жизни, потому решение любимой уйти из жизни делает юношу совершенно безразличным ко всему.

Если в других рассказах Бунина любовь трагична, потому что не разделена, одинока, то в «Солнечном ударе» (1925) ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться.

Мы не знаем ни имен, ни возраста героев новеллы. Поручик, должно быть, уже немолодой человек, немало повидавший в своей жизни. Однако ту настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, ему суждено встретить тогда, когда он и сам этого не ожидает.

У нее семья, муж, которого она, должно быть, любит, но эта любовь не идет ни в какое сравнение с той, которую она испытывает на пароходе. Она, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом». Он бежит из номера, где все напоминает ему о ней, но образ «прекрасной незнакомки» неотступно стоит перед глазами.

«Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой любовью, перевернувшей все в сознании поручика, который чувствует «себя постаревшим на десять лет». Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье.

Любовь-потрясение развивает у бунинских героев особенную, чувственную память. Всю жизнь носит в своем сердце любовь к «барину», некогда соблазнившему и «бессердечно» ее бросившему, героиня рассказа «Темные аллеи» (1938). Через тридцать лет, теперь уже владелица постоялой горницы, узнает она в проезжем офицере того, кого в порывах нежности называла «Николенькой» и кто навсегда остался ее идеалом.

А стареющему петербургскому щеголю Николаю Алексеевичу никак не понять, отчего «при такой красоте» не выходит она замуж и что можно, оказывается, всю жизнь любить одного человека. И долго глядит Надежда в окно вослед отъезжающему тарантасу: огонь обиды и огонь любви равно пылают в ее сердце.

Всколыхнуть и растревожить давно пережитые, но не угаснувшие чувства может не только мимолетная встреча с некогда любимым человеком. Так, в рассказе «Руся» (1940) даже «печальный полустанок» за окном вагона возвращает героя, путешествующего с женой, в то «удивительное лето», которое «уже целых двадцать лет тому назад было».

Как ярко воссоздает герой в памяти образ чистой, прекрасной девушки-художницы!

С какой силой переживает он свою утраченную первую любовь, все ее повороты и детали, вплоть до запахов, «содрогаясь при мысли о ее смуглом теле», «о темных родинках на нем»!

И мы, разделяя тоску героя, верим, что «подобного счастья не было во всей его жизни».

В рассказе «Натали» (1941) память помогает герою осознать странности его первой любви. Драма Мещерского – в двойственности его чувства.

В поисках любви без романтики студент-первокурсник оказывается на перепутье – между Черкасовой, к которой испытывает «страстное телесное упоение», и ее подругой Станкевич, вызывающей в нем «мучительную красоту обожания». И то, и другое кажется ему любовью.

Юноша ропщет на свою судьбу: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие страстные…». Подлинность чувств покажет время. Физическое влечение к Соне на расстоянии увядает также быстро, как и ее подарок – красная бархатная роза. Настоящая любовь к Натали остается, разлука еще больше разжигает высокое чувство. На короткое время, всего лишь на несколько месяцев, но герои все же постигают счастье подлинной любви.

Безымянной героине рассказа «Холодная осень» (1944) судьба дарит для счастья и того меньше – один вечер с женихом в осеннем саду. Видимо, предчувствуя близкую смерть, бескорыстный и мужественный парень утешает невесту: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Грустным рефреном звучит эта фраза. И мы вдруг узнаем, что живет героиня всего лишь только один (!) вечер в своей жизни – тот самый «холодный осенний вечер».

Вот почему так равнодушно рассказывает она обо всем, что было после: настоящая жизнь ее обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные тридцать лет существования без него – «ненужный сон».

И все эти тягостные годы изнутри освещены любовью – горестью о несбывшейся мечте, что не позволяет героине отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы «тяжелым черным трудом» вырастить чужого ребенка.

Пронзительный, всего лишь на несколько страниц рассказ еще раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.

Новелла за новеллой возникает в нашем воображении галерея литературных героев, пленяющих нас глубокими чувствами, так поразительно тонко и верно описанными Буниным.

Звучат в нас голоса полюбившихся героев:

«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (Хвощинский).

«Какое неземное слово любовь, сколько ада и прелести в нем» (Мария Сосновская).

«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» (Надежда).

«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»).

«Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» (Натали).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь