Урок 6. Общий обзор организма человека

0
1032

Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, пла- пе его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах орга­нов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать у чащихся навыки умения работать с анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.

Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов чело­века, схема организма человека как единой целостной системы.

Ход урока

Организационный момент

Изучение новой темы

Активизация познавательной деятельности

Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки 1акое?» – каждый ответит, очевидно, по-своему. А как?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить поня­тие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.

<б> Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагиру­ющая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта отно­сительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани – из клеток, клетки – из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов – все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи урока.

Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая це­лостная система»

1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неоргани­ческую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни – вирусы, ко второй – минералы.

Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганичес­ком мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Прочие химические элементы имеются в организме в совсем небольших количествах.

Французский химик Г. Бертран подсчитал, что тело человека, весящего около 100 кг, содержит кислорода 63 кг, углерода – 19 кг, водорода – 9 кг, азота – 5 кг, кальция – 1 кг, фосфора – 700 г, серы – 640 г, натрия – 250 г, калия – 220 г, хрома — 180 г, магния – 40 г, железа – 3 г, йода – 0,03 г. Фтора, брома, марган­ца, меди – еще меньше.


Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых ор­ганизмах они объединены в особые химические соединения – органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ

белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.

Организм человека — огромное «многоклеточное государство». Клетки, из которых построено тело человека, неодинаковы и отличаются своей специ­ализацией, т. е. приспособлены к выполнению определенных функций. На­пример, главная функция клеток мышц – сокращение, нервных – выработ­ка электрических сигналов, железистых – выделение секрета. Есть клетки, выполняющие опорную функцию, функцию размножения и многие другие. Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.

Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с располо­женными между этими клетками межклеточным веществом такие специа­лизированные системы клеток получили название тканей. Все разнообра­зие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную (покровную) ткань, соединительные, мышечные ткани и нервную.

Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, складываются органы, совместная и координированная работа ко­торых обеспечивает возможность нашего существования.

Органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития, объединяются в систему органов.

*ь> Системы органов: опорно-двигатель- ная, пищеварительная, дыхательная, выде­лительная, половая, кровеносная (сердеч­но-сосудистая), покровная, эндокринная и нервная. Все системы органов взаимосвяза­ны и составляют единый организм.

Определяющим началом всего является генотип.

А Генотип – совокупность всех наследс­твенных задатков клетки или организма. Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть сово­купность всех его признаков.

Опыт. На следующем этапе урока учи­тель предлагает учащимся выполнить фун­кциональную пробу. Учащиеся задержива­ют дыхания на возможно больший срок в состоянии выдоха. Учитель смотрит на секундомер и объявляет время через каж­дые 5 с.

Результат опыта: 1. Учащиеся задерживают дыхание на разное время, следова­тельно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. 2. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод: изменение функции дыхательной системы ведет за собой изменение в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами ор­ганов имеется связь.

Взаимодействие всех подсистем организма направлено в основном на подде­ржание постоянства внутренней среды организма, основой которой является кровь. Постоянно происходящие изменения в окружающей среде, тотчас же компенсиру­ются и уравновешиваются организмом, т. е. не влияют существенно на работу его внутренних органов.