Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки детей с изображением их любимого уголка природы.
– Глядя на ваши рисунки, так и хочется насладиться ароматом цветущего луга, окунуться в быструю прозрачную речку, побродить по лесу, послушать пение птиц. Все ваши работы выполнены с большой любовью. Расскажите нам о своем любимом уголке, о своей родине так, чтобы мы поняли, за что вы любите это место, чтобы нам захотелось увидеть его воочию, побывать в нем.
Учащиеся зачитывают сочинения «Моя родина» или рассказывают о своем любимом уголке природы.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с листопадничком из произведения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
– Как вы думаете, кто такой листопадничек?
Высказывания детей.
– Хотелось бы вам поскорее узнать, кто из вас прав?
– Тогда слушайте внимательно.
Учитель и учащиеся читают сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
– Могли вы догадаться, что листопадничек – это зайчонок?
– Каких зайчат называют листопадничками? Почему? (Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются в ту пору, когда с деревьев опадают листья.)
– История о листопадничке, рассказанная И. С. Соколовым-Микитовым, – это рассказ или сказка? (Сказка.)
– Объясните, почему так считаете?
– Что нового о жизни зверей осенью вы узнали? Прочитайте об этом.
– Почему Листопадничек прослыл «самым храбрым и отчаянным зайцем»? (Он решил побежать за журавлями в теплые страны и убежал из «родного гнезда» искать журавлиные теплые страны; он прожил долгое время с бобрами в их доме под водой, он ухаживал за бобрятами, благодаря ему бобрята не погибли от «разбойницы-выдры»; он, оставаясь один с бобрятами, «много раз слышал, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку». На долю зайчонка выпало и еще одно трудное испытание – плыть к берегу в холодной воде, когда хатку бобров затопило.)
– Как вы думаете, захочется ли листопадничку еще раз отправиться на поиски теплых стран?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего запомнилось?
Домашнее задание: прочитать сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» (с. 60–66, часть 2-я), подготовить пересказ понравившегося отрывка, сделать к нему рисунок.