Урок 53. Узловые районы Центральной России

0
797
текстуры

Цели: Познакомить учащихся с городами Нижний Новгород, Воронеж, Чебокса­ры. Сформировать представление о республиках Центральной России (Чувашии, Мор­довии, Марий Эл). Показать проблемы КМА. Продолжить формирование умения да­вать характеристики городов (промышленных узлов) по картам и картосхемам.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, иллю­страции видов городов Центральной России, картосхемы городов. Образцы желез­ной руды, картина «Добыча железной руды», изображения продукции предприятий Центральной России.

Ход урока

Организационный момент

Организация работы в группах по характеристике городов (промышленных уз­лов) Центральной России.

Для работы предлагаются города:

Нижний Новгород – «карман России».

Чебоксары – столица Чувашии.

Йошкар-Ола – столица Марий Эл.

Саранск – столица Мордовии.

Воронеж – крупнейший город Российского Черноземья.

ТПК Курской магнитной аномалии.

Каждая группа получает план работы:

Определите по карте географическое положение города: (ТПК).

В каком экономическом районе (по Госплановскому делению) он на­ходится?

На какой реке (судоходна ли?)?

На какой железной дороге?

Проходят ли через него нефте-, газопроводы?

Какие природные ресурсы имеются в окрестности города (ТПК)?

Какие города входят в состав этой агломерации (ТПК)?

Назовите отрасли специализации (ТПК) города и факторы их образования.

Какую продукцию город может предложить для участия в торговой ярмарке?

Какие проблемы имеет город (ТПК)?

Дополнительная информация (герб города, достопримечательности и др.).

Работа проводится с использованием:

Карты атласа;

Рис. 72: Нижегородский, Чебоксарский и Кировский промышленный узлы;

Текста учебника Д., §45;

Дополнительной литературы.

Учитель может предложить дополнительный материал на отдельном листке на группу. Работа в группе может идти одновременно по разным направлениям: одни работают с картами, другие с текстом, третьи с гербом города. Полученные резуль­таты обсуждают в группе с каждым учеником и готовят общий отчет (выступление).

Работа в группах

ГруппаМ 1

Характеристика Нижнего Новгорода и Нижегородского промышленного узла.

Нижний Новгород был основан в 1221 году как крепость у слияния судоходных рек – Оки и Волги. Город находится в Волго-Вятском экономическом районе, явля­ется крупнейшим промышленным, транспортным узлом района.

Нижний Новгород – город-миллионник, занимает 4 место по численности среди городов России. Численность населения с 1443 тыс. человек (в 1990 г.) сократилась до 1354 тысяч человек (в 2000 г.).

Нижний Новгород находится на пересечении железных дорог (на Москву, на Киров, на Казань, на Саранск, Пензу). Через город проходят транзитные нефте- и газопроводы. Нефтепровод из Альметьевска, газопровод из Сургута.

Природные ресурсы небогатые. Имеются водные ресурсы Волги, строительные материалы – песок, глина и др.

В состав промышленного узла входят г. Бор, Кстово, Дзержинск, Богородск, Во- рема, Павлово, Балахна, Правдинск, Городец и др.

Отраслями специализации являются:

а) машиностроение: автомобильное – завод «ГАЗ» (легковые автомобили «Волга» и «Газель»); авиационное – самолеты; заводы, производящие теле­визоры, дизели; судостроение – завод «Красное Сормово» (суда типа река­море, суда на воздушной подушке);

б) химическая промышленность – центры: Нижний Новгород, Дзержинск (производство минеральных удобрений);

в) нефтеперерабатывающая промышленность – центры: Нижний Новгород, Кстово.

г) деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность – центры: Чка- ловск, Правдинск, Балахна.

Вспомогательные отрасли:

а) Черная металлургия (передельная) – Нижний Новгород;

б) Стекольная (стекла автомобильные) – г. Бор.

в) Электроэнергетика – Горьковская ГЭС, ТЭС – в Нижнем Новгороде, Кстово.

На нижегородскую ярмарку промышленный узел предлагает: легковые автомо­били «Волга» и грузовые «Газель», самолеты, суда на воздушной подушке, бумагу, минеральные удобрения, автобусы (г. Павлово), стекло, а также продукцию народ­ных художественных промыслов «хохломскую» и «Городецкую» росписную посуду.

Проблемами Нижегородского промышленного узла являются:

экологические – загрязнение Волги, воздуха;

социальные – безработица в средних и малых городах;

сырьевая и энергетическая.

На гербе Нижнего Новгорода изображен олень.

ГруппаМ 2

Чебоксары – столица республики Чувашия (или Чаваш). Расположен на реке Волге, на правом берегу. Через город проходит железная дорога, автомагистрали, нефте- и газопроводы.

В Чебоксарах проживает 460 тыс. человек (на 2000 г.). Численность населения увеличилась по сравнению с 1990 г. с 429 тыс. человек.

В состав Чебоксарской агломерации входит г. Новочебоксарск, который возник при строительстве Чебоксарской ГЭС. Население города составляет 124 тыс. человек.

Отраслевые специализации Чебоксарского промышленного узла являются:

машиностроение – тракторный завод;

химическая (военная) промышленность – г. Новочебоксарск;

нефтеперерабатывающая – г. Новочебоксарск;

текстильная (трикотажно-чулочная фабрика) – г. Чебоксары;

гидроэнергетика – Чебоксарская ГЭС;

пищевая промышленность (производство пива).

Группа № 3

Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл. Город расположен в Заволжье. До революции он назывался Царевококшайск, затем – Краснококшайск. Население со­ставляет 249 тыс. человек,

Через Йошкар-Олу проходят железная дорога.

Природными ресурсами республика небогата.

Отраслями специализации являются:

машиностроение (радиозаводы, приборостроение, электротехническое);

преобладает трудоемкое машиностроение, в основном военное.

Группа № 4

Саранск – столица Мордовии. Находится на территории Волго-Вятского эконо­мического района.

Численность населения с 316 тыс. человек (в 1990 г.) уменьшилась и в 2000 году составила 315 тыс. человек.

Через город проходит железная дорога, нефте- и газопроводы.

Природными ресурсами территория небогата. Использует в основном привозное сырье и топливо.

В Саранске развиты:

электротехническая промышленность;

приборостроение, производство светотехники – точное машиностроение.

Группа № 5

Воронеж – крупнейший город Центрально-Черноземного района с населением более 900 тыс. человек. Здесь в 1695 г. на верфи, на реке Воронеж была построена первая русская эскадра для второго Азовского похода Петра I.

Через город проходят железные дороги на Липецк, Курск, на Северный Кавказ.

Город, находясь в центнер сельскохозяйственного района России, был торговым центром. Здесь торговали мясом, зерном, шерстью, кожей и др.

В Воронеже работает авиазавод, также производят телевизоры, радиоаппаратуру, сельскохозяйственные машины, оборудование для горнодобывающей промышлен­ности.

Вблизи Воронежа построена Нововоронежская АЭС. Развита химическая про­мышленность: производят синтетический каучук, лекарства.

Группа № 6

Территориально-промышленный комплекс Курской магнитной аномалии нахо­дится на территории Центрально-Черноземного района. Территорию КМ А пересека­ет сеть железных дорог.

ТПК КМА развивается на базе богатейших месторождений железной руды. Руда с 32% содержанием железа залегает близко к поверхности, а богатые руды (с содер­жанием от 52 до 62% железа) залегают глубже (400-700 м).

Основные месторождения находятся на территории Белгородской и Курской об­ластей (около г. Старый Оскол и близ г. Железногорска). Добыча железной руды связана с проблемой сохранения черноземов и необходимостью рекультивации поч­вы. Происходит также понижение уровня грунтовых вод.

Железные руды КМА используются на металлургических заводах: полного цикла – Новолипецком (г. Липецку) и Старооскольском электрометаллургическом комбинате. В основном же железная руда вывозится из района на металлургические заводы Централь­ной и Уральской баз. На базе собственного металла здесь развивается тяжелое машино­строение (г. Воронеж – производство оборудования для горнодобывающей промышлен­ности), сельскохозяйственное машиностроение (потребительский фактор). Здесь произ­водят также трактора, кузнечно-прессовое оборудование.

С металлургией связана химическая промышленность – производство минераль­ных удобрений из отходов коксового производства Новолипецкого завода. На при­возных нефти и газе производят синтетические волокна, синтетический каучук.

Проблемы ТПК КМА – экологические, водная (здесь нет крупных рек).

Учащиеся выступают с отчетами (от группы мож

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь