Цели: Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения. Дать понятие об «отхожем промысле» и «кустарном промысле». Обсудить проблемы населения и хозяйства Центрального района.
Оборудование: Карта «Центральные районы», политико-административная и физическая карты России, образцы изделий народных художественных промыслов Центрального района. Коллекция «Виды тканей, волокон».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Устно (взаимоопрос):
Охарактеризуйте экономико-географическое положение Центрального района.
Дайте оценку природных условий и ресурсов Центрального района.
В течение 2 минут учащиеся отвечают на свой вопрос: 1 вариант – ЭГП, 2 вариант – природные условия и ресурсы. Затем учитель вызывает к доске по 1 ученику от каждого варианта для защиты оценок своего варианта, если оценки учителя и учащегося совпали, то можно оставить оценки всему классу. А можно в качестве защиты оценок задать по дополнительному вопросу каждому учащемуся.
Примеры вопросов:
вариант – ЭГП Центрального района
Сколько областей входит в состав Центрального района? (12.)
С какими странами граничит Центральный район? (Украина, Беларусь.)
Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу? (По каналу им. Москвы.)
Какой рисунок имеет железнодорожная сеть Центра? (Колесо – в центре Москва – по радиусу расходятся в разные стороны железные дороги.)
Как попадали из Москвы в Волгу до строительства канала им. Москвы? (Из Москвы-реки в Оку, а из Оки в Волгу.)
вариант – Природные условия и ресурсы Центрального района
Каков рельеф Центрального района? (Всхолмленная равнина.)
Каков климат района? (Умеренно-континентальный.)
В каких природных зхонах рапсложен район? (Север – в тайге; Центр – смешанные леса; Юг – лесостепь.)
Назовите топливные ресурсы Центра. (Бурый уголь, торф – Подмосковный бассейн.)
Назовите местное сырье для производства удобрений. (Фосфориты.)
Почему Н. Н. Баранский сказал, что здесь (в Центре) не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли наличные полезные ископаемые?
Почему население должно было добывать себе пропитание разными промыслами? (Малоблагоприятные условия для зернового хозяйства: много лесов, малоплодородные земли.)
Изучение нового материала
Большая часть населения Центрального района – это русские, но здесь шло смешение славян с местными племенами.
Задание:
Прочитайте текст на с. 206 и выберите черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей. Запишите их в тетрадь
Особенностью занятий населения Центра было разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, преобладающие в крестьянских дворах, и отхожие промыслы – уход на заработки в города – Москву, Нижний Новгород и другие.
Задание:
Найдите примеры кустарных промыслов;
а) в Лесном Заволжье – изделия из древесины’,
б) в южных районах – изделия из железа;
в) в районе г. Кимры – кожаная обувь;
г) в Гжельском районе – глиняная, фарфоровая посуда.
Вопросы к классу:
Кто уходил в отход? (Мужское население.)
Почему местности называли «бабьей стороной»?
Престижно ли было отходничество? (Да. Жених должен был побывать в Москве, Петербурге. Иначе он не пользовался уважением у девушек.)
Вывод: Таким образом, население Центра было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способно к усвоению новых видов деятельности. Кустарные промыслы живы и по сей день – это народные художественные промыслы.
В XIX веке сформировалась текстильная промышленность сначала на собственном, местном сырье (на льне, шерсти), а затеи на привозном (хлопке), затем с использованием синтетического и искусственного волокон.
Вопрос: Сегодня отрасль находится в упадке. Почему? (Более дешевые импортные ткани создали мощную конкуренцию; потеряны производственные связи с поставщиками сырья – хлопка; повысились цены на импортный хлопок.)
Задание:
Найдите на карте центры хлопчатобумажной промышленности. (Иваново, Ярославль, Шуя, Орехово-Зуево, Ковров и др.)
Почему Иваново называют «город невест»? (В текстильной промышленности преобладает женский труд.)
Машиностроение является отраслью специализации Центра. Центр имеет высокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырьевая база, поэтому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.
Задание:
Найдите предприятия атвомобиле- и авиастроения. (Авиастроение – Москва,
Калуга, Смоленск, Воронеж, Нижний Новгород; Автомобилестроение – Москва, Нижний Новгород, Ликино -Дулево (автобусы), Павлов (автобусы).)
Особенностью машиностроения Центра является преобладание наукоемких производств, особенно в ВПК, которые размещены в Подмосковье в технополисах – городах науки.
Задание:
Назовите города науки и их специализацию?
г. Жуковский
г. Королев – …
г. Химки – …
г. Фрязино
Практическое задание
Учащиеся заполняют таблицу на с. 212, уч. А., находят на карте атласа (Центральные районы – центры художественных промыслов);
Наносят на контурную карту Центра народных промыслов;
Выполняют рисунки; пишут стихи о красоте изделий, о мастерстве и т. д.
Домашнее задание
По уч. А.: §44, вопросы на с. 212;
Вопросы для самооценки 3-4 (на выбор);
Творческое задание: подготовить сообщения о городах науки;
Рисунки – народные художественные промыслы.
Для любознательных
По рисункам на с. 209 (уч. А.) ученики подготавливают сообщения о народных художественных промыслах.
Сообщение об одном из городов науки.
Опережающее задание
Подготовить сообщение о Москве по плану:
Планировка города и его границы;
Кремль – объект Всемирного культурного наследия;
Достопримечательности Москвы (например, экскурсия по Третьяковской галерее).