Цель урока: 1) Сформировать знания о роли атмосферы для жизни на Земле;
2) Развивать знания о зависимости климатических условий от географической широты; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Климатическая карта. 3. Картины «Новые и разрушенные горы», «Каньон Колорадо»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
Рельеф и его влияние на закономерности формирования всех природных компонентов (климат, воды, почвенно-растительный покров, животный мир)
Формирование рельефа (внутренние и внешние силы; два вида движения земной коры – вертикальные – вулканизм, землетрясения и горизонтальные – образование складок, разломов прогибов; рельеф планетарного масштаба – материки и океанические впадины; равнины и горы суши и дна океана – рельеф второго порядка)
Внешние силы, формирующие рельеф (экзогенные – влияние солнечного тепла и колебания климата, выветривание, воды, деятельность человека, сила тяжести)
Рельеф дна океана (глубоководные желоба, материковые склоны, материковая отмель, срединно-океанические хребты – общая длина свыше 75 тыс. км, ширина до
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. В лесостепной зоне растут (берёза, дуб, осина)
2. Климат любой местности зависит, прежде всего, от (географической широты)
3. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)
4. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый )
5. Параллели и меридианы на глобусе и картах называют (градусной сеткой)
6. Микроорганизмы обнаружены на глубине (4.5км)
7. К опасным атмосферным явлениям относятся (засуха, суховей, ураган, туман, заморозки, гололёд)
8. Все направления будут показывать на север на (южном полюсе)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Что называется атмосферой? Из каких слоев она состоит? Что такое климат? Какие климатические пояса есть на Земле? Проблемный вопрос: Что влияет на формирование климата?
V.Объяснение новой темы.
1. Значение атмосферы для жизни на Земле (поглощает ультрафиолетовые лучи, защищает от чрезмерного перегрева и охлаждения; тропосфера – 9/10 частей всего воздуха, фабрика погоды – стихийные бедствия; климат – многолетний режим погоды в определенной местности; определяет хозяйственную деятельность человека)
2. Климатические карты (изотермы, изобары, изогиеты; подстилающая поверхность; географическая широта – угол падения солнечных лучей)
3. Пояса атмосферного давления (три пояса с низким давлением – экваториальный и два умеренных; четыре пояса с высоким давлением – 2 тропических и 2 полярных; горизонтальные и вертикальные движения воздушных масс; над экватором – восходящие потоки воздуха, над тропиками – нисходящие; воздух двигается от поясов высокого давления к поясам низкого, образуя постоянные ветры)
VI.Усвоение новой темы.
1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)
2. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
3. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
VII.Домашнее задание. § 6, рис. 19, 20
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Таким образом, там, где на поверхности Земли преобладают восходящие потоки воздуха, формируются пояса низкого давления, где преобладают нисходящие потоки – пояса высокого давления