Урок № 5: Распределение температуры воздуха и атмосферного давления

0
836
математика

Цель урока: 1) Сформировать знания о роли атмосферы для жизни на Земле;

2) Развивать знания о зависимости климатических условий от географической широты; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Климатическая карта. 3. Картины «Новые и разрушенные горы», «Каньон Колорадо»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

Рельеф и его влияние на закономерности формирования всех природных компонентов (климат, воды, почвенно-растительный покров, животный мир)

Формирование рельефа (внутренние и внешние силы; два вида движения земной коры – вертикальные – вулканизм, землетрясения и горизонтальные – образование складок, разломов прогибов; рельеф планетарного масштаба – материки и океанические впадины; равнины и горы суши и дна океана – рельеф второго порядка)

Внешние силы, формирующие рельеф (экзогенные – влияние солнечного тепла и колебания климата, выветривание, воды, деятельность человека, сила тяжести)

Рельеф дна океана (глубоководные желоба, материковые склоны, материковая отмель, срединно-океанические хребты – общая длина свыше 75 тыс. км, ширина до 2000 км, высота 3000-4000 м, котловины – обширные глубокие впадины)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. В лесостепной зоне растут (берёза, дуб, осина)

2. Климат любой местности зависит, прежде всего, от (географической широты)

3. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)

4. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый )

5. Параллели и меридианы на глобусе и картах называют (градусной сеткой)

6. Микроорганизмы обнаружены на глубине (4.5км)

7. К опасным атмосферным явлениям относятся (засуха, суховей, ураган, туман, заморозки, гололёд)

8. Все направления будут показывать на север на (южном полюсе)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Что называется атмосферой? Из каких слоев она состоит? Что такое климат? Какие климатические пояса есть на Земле? Проблемный вопрос: Что влияет на формирование климата?

V.Объяснение новой темы.

1. Значение атмосферы для жизни на Земле (поглощает ультрафиолетовые лучи, защищает от чрезмерного перегрева и охлаждения; тропосфера – 9/10 частей всего воздуха, фабрика погоды – стихийные бедствия; климат – многолетний режим погоды в определенной местности; определяет хозяйственную деятельность человека)

2. Климатические карты (изотермы, изобары, изогиеты; подстилающая поверхность; географическая широта – угол падения солнечных лучей)

3. Пояса атмосферного давления (три пояса с низким давлением – экваториальный и два умеренных; четыре пояса с высоким давлением – 2 тропических и 2 полярных; горизонтальные и вертикальные движения воздушных масс; над экватором – восходящие потоки воздуха, над тропиками – нисходящие; воздух двигается от поясов высокого давления к поясам низкого, образуя постоянные ветры)

VI.Усвоение новой темы.

1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

2. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)

3. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)

VII.Домашнее задание. § 6, рис. 19, 20

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Таким образом, там, где на поверхности Земли преобладают восходящие потоки воздуха, формируются пояса низкого давления, где преобладают нисходящие потоки – пояса высокого давления