Цели: проследить за изменениями, произошедшими в сознании Васи под влиянием новых друзей и обстановки жизни; раскрыть образ «самой замечательной личности» – Тыбурция Драба.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Анализ прочитанных глав.
Задание: подберите слова, называющие качества характера и определяющие поведение героя.
Вопросы:
1. Объясните смысл слов пана Тыбурция: «Серый камень высосал из нее жизнь».
2. С какой целью дает автор описание подземелья?
3. Что исчезло бы из рассказа, если бы отсутствовало описание склепа?
Задание: прочтите описание мрачного склепа, отметьте характерные детали, создающие соответствующее настроение.
4. Чем был поражен Вася: мрачным подземельем склепа или тем, что там живут люди?
5. Расскажите, как добывают себе средства к существованию и пропитанию эти люди.
6. Объясните переживания Васи, когда он узнаёт, что его друзья – нищие и воры.
Задание: чтение в лицах диалога Васи и Валека.
7. Что заставило Валека усмехнуться, услышав вопрос о покупке хлеба?
8. Заслуживает ли поступок Валека осуждения? Почему Вася по этому поводу находится в грустном раздумье?
9. Можно ли осуждать семью Драба за воровство, с помощью которого они живут?
10. Как воспринял Вася пана Тыбурция?
Задание: дайте описание Драба. Можно ли утверждать, что автор, рисуя в произведении портрет героя, помогает узнать, как трудна, сложна жизнь этого славного человека?
11. Что нравится Тыбурцию в Васе?
Задание: поясните фразу: «Он понимал, что они несчастны, но не преступны». (Отношение Васи к новым друзьям.)
Вопрос: Какие же изменения происходят в сознании Васи под влиянием дружбы с семьей Тырбуция? (Мысли, поступки мальчика говорят о том, что он начинает задумываться не только о жизни своих новых друзей, но и о законах жизни людей, где царит общественное неравенство; превосходство одних над другими.)
Домашнее задание: подготовить рассказ «Маруся. Последние дни».