Цель урока: 1) Определить особенности рек Южной Америки; 2) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Южной Америки. 2. Картина «На реке Амазонке»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Климатообразующие факторы
- Экваториальный климатический пояс (температура+25°С, осадков 1500 –
3000 мм ). Субэкваториальный пояс (+28°С, зимой +20°С, осадки от 2000 до1000 мм ) - Тропический климатический пояс (средняя температура +28°С, самая высокая на Гран-Чако +47°С, осадки –
2000 мм ; в пустыне Атакама летом +20°С, а зимой +13°С) - Субтропический климатический пояс (на востоке влажный, летом +25°, а зимой +15°; субтропический континентальный во внутренних районах; на западном побережье субтропический средиземноморский)
- Умеренный климатический пояс (на востоке континентальный, самая низкая температура – 33°С; на западе – умеренно морской). Высокогорный климат.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)
2. Падение температуры воздуха зимой происходит из-за прихода воздушных масс (арктических континентальных)
3. Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)
4. Эндемиком горного Тянь-Шаня считается (тянь-шаньская ель)
5. Казахи относятся к расе (монголоидной)
6. Арктические пустыни расположены на (Канадском арктическом архипелаге и Гренландии)
7. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности)
8. Искажений больше на (мировой карте)
9. Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы)
10. Самая большая по площади природная зона (пустыня)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Материк Южная Америка считается самым увлажненным в мире. Что послужило причиной этому?
V.Объяснение новой темы.
1. Реки (Амазонка – в нижнем течении
2. Реки Парана и Ориноко (изменение уровня воды по сезонам)
3. Озера (Титикака, Поопо, Маракайбо)
VI.Усвоение новой темы.
1. Анхель – самый высокий водопад в мире. Его географические координаты (5°с.ш. и 68°з.д.)
2.Самое большое высокогорное озеро в мире (Титикака)
3. Причина возникновения течения Западных Ветров (постоянные ветры и единство Мирового океана)
4. Высота водопада Анхель (1054м)
5. Речной бассейн (площадь суши, с которой вся вода стекает в 1 реку)
VII.Домашнее задание. § 40, на контурных картах обозначить реки, озера и водопады Южной Америки, выписать в тетрадь названия левых и правых притоков Амазонки.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Реки Южной Америки относятся к двум бассейнам – Тихого и Атлантического океанов, водораздел проходит по Андам. Тихоокеанский бассейн, которому принадлежат короткие реки крутых западных склонов Анд, имеет в 8 раз меньшую площадь, чем Атлантический бассейн. Наиболее густую речную сеть имеют реки в областях избыточного увлажнения, они полноводны летом и сильно мелеют зимой, а Амазонка полноводна круглый год. Озер в Южной Америке очень мало.