Цели: Развить понятие «инфраструктура», сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о «грузообороте», «транспортном узле», «магистрали».
Оборудование: карта «Транспорт России», статистический материал.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Заслушать индивидуальное сообщение о сбалансированности питания населения России.
Ученик делает вывод о том, что питание населения не сбалансировано. Преобладают более дешевые продукты питания (хлеб и картофель). Причина – низкий уровень доходов населения. Более ценные белковые продукты – мясо и рыба являются недоступными для регулярного и достаточного потребления. Отсутствие белков, витаминов в питании населения может привести к различным заболеваниям, в частности, к снижению иммунитета.
Пути к достижению сбалансированного питания могут заключаться в повышении уровня реальных доходов населения, в развитии интенсивного животноводства, в увеличении площадей под сады и виноградники, в увеличении добычи рыбы, в рыбоводстве.
Учащиеся называют предприятия, расположенные в их регионе и оценивают качество выпускаемой ими продукции.
Учитель предлагает части учащихся карточки с вопросами для письменного ответа на 5-7 минут:
Назовите факторы и принципы размещения предприятий пищевой и легкой промышленности. (Первичная обработка сырья в легкой промышленности – у источников сырья, готовая продукция к квалифицированным кадрам и потребителю. Сырьеемкие отрасли пищевой промышленности – к сырью.)
Почему шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообрабатывающие на Северо-Западе России, а 80% тканей производится в Центре? (1 стадия обработки сырья – шерсти, льна – размещается у сырья. На Северном Кавказе крупное поголовье тонкорунных овец, лен выращивают на Северо-Западе России. При переработке шерсти и льна образуется много отходов (у льна до 80%, у шерсти 50%), поэтому фабрики первичной переработки сырья размещаются ближе к его источникам. Производство готовой продукции – тканей, их отделка размещаются в районах, густонаселенных, т. е. у потребителя и с ориентацией на квалифицированные кадры. Центр России традиционно занимается ткачеством, там династии ткачей, учебные заведения, готовящие кадры для легкой промышленности.)
Изучение нового материала
Сегодня мы будем изучать инфраструктурный комплекс. Что же такое инфраструктура?
Запись в тетрадь
Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности.
Далее учитель чертит состав инфраструктурного комплекса на доске, а учащиеся зарисовывают его в своих тетрадях. Состав инфраструктурного комплекса может быть выполнен на ватмане и вывешен на демонстрацию, или спроецирован на доску на графопроекторе.
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Услуга – это особый вид продукции.
По уч. Д. можно рассмотреть классификацию услуг по их характеру и видам (с. 173, табл. 38-39) и привести примеры учащимися, какими услугами они пользуются. По уч. А. нет вопроса об инфраструктурном комплексе, поэтому, показав структуру комплекса и его значение, следует перейти к изучению транспорта.
Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Запись в тетрадь
Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.
Задание:
По уч. Д., рис. 56 назовите типы транспортных узлов.
По уч. Д., пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России. (Москва,
Санкт-Петербург, Н. Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т. п.)
Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пас- сажирооборот.
Запись в тетрадь
Грузооборот – это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Задание:
По табл. 41, с. 177, уч. Д. определите, какие виды транспорта имеют больший грузооборот?
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки;
б) скорости перевозок;
в) надежности;
г) комфортности;
д) влияние природных условий.
Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).
Самый дорогой вид транспорта – авиационный, он же и самый быстрый. А самый дешевый транспорт морской, поскольку в морском транспорте бесплатные морские пути, поэтому ниже себестоимость перевозок, но скорость перевозок невысока (25-35 км/ч). Автомобильные перевозки дороже железнодорожных в 10 раз, а морских – в 15 раз.
Природные условия влияют на работу водных видов транспорта (моря и реки за- хмерзают) и авиационного транспорта (нелетная погода).
Задание:
Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути – экономия времени.)
По табл. 43, уч. Д. определите, на размещение каких отраслей транспорт оказывает решающее влияние, а на какие незначительное? (Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основной химии. Незначительное влияние транспорт оказывает на точное машиностроение, легкая промышленность.)
Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.
По протяженности железных дорог (86 тыс. км) Россия уступает только США и Канаде, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) занимает 1 место в мире.
Работа с картой:
По карте атласа «Транспорт»:
Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр – Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало.)
Найдите крупные железнодорожные магистрали. (1. Первая железная дорога, сейчас планируется как скоростная Москва – Санкт-Петербург; 2. Важное значение имеет дорога Москва – Мурманск (к незамерзающему порту); 3. Коноша – Котлас – Воркута (Печорская магистраль); 4. Самая длинная в мире дорога – Транссибисркая магистраль (Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток); 5. Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре); 6. Строится Амуро-Якутская магистраль (Т.Беркакит – Томлюш – Якутск)).
Практическая работа
Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа «Транспорт», экономические карты, карты отраслей России) по плану:
Протяженность магистрали.
Направление магистрали.
Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
Крупные транспортные узлы магистрали.
Состав и направление грузопотоков.
Перспективы развития магистрали.
й вариант дает характеристику Транссибирской магистрали;
й вариант дает характеристику Байкало-Амурской магистрали.
Пример характеристики магистрали:
Транссибирская магистраль
Протяженность магистрали около 7000 км с запада на восток – от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
Природные условия западной части магистрали – равнинный рельеф, но низкие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.
По Сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, хлеб, продукты питания, соль. С востока на запад – лес, полезные ископаемые (руды, уголь), рыбу.
Крупные транспортные узлы – Омск (пересечение с рекой Иртыш), Новосибирск (пересечение с рекой Обь), Красноярск (пересечение с рекой Енисей), Хабаровск (пересечение с рекой Амур), Владивосток (морской порт).
В перспективе: электрификация и автоматизация всех участков железной дороги, увеличение количества путей.
Можно также предложить учащимся спроектировать новые железные дороги. При проектировании учащиеся должны учесть:
природные условия в районе будущей железной дороги;
природные ресурсы в районе магистрали;
размещение населения;
грузы, которые могут перевозиться по магистрали.
Варианты проектов:
Трансенисейская магистраль (Красноярск-Норильск).
Северо-Сибирская магистраль (Салехард – Уренгой – Норильск – Якутск – Магадан).
Азиатско-Американская магистраль (Братск – Усть-Кут – Якутск – мыс Дежнева – туннель под Беринговым проливом).
Работы учитель проверяет и выставляет всем оценки за обязательную программную практическую работу.
Домашнее задание
По уч. А.: §37-38.
По уч. Д.: §34-35.
Опережающее задание
Дается на группу:
группа. Изучить автомобильный транспорт.
группа. Изучить морской транспорт.
группа. Изучить речной транспорт.
группа. Изучить авиационный транспорт.
группа. Изучить трубопроводный транспорт.
План изучения:
Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).
Доля в грузообороте транспорта.
Главные направления магистралей.
Проблемы, перспективы.
Влияние транспорта на окружающую среду.
Индивидуальное задание «Транспорт в моем городе»:
Проведите анкетирование своей семьи и учащихся школы. Вот примерные вопросы для анкетирования:
Как вы оцениваете работу городского транспорта? (Отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно.)
Каким видом транспорта вы пользуетесь?
Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?
Что вас не устраивает в работе транспорта?
Как улучшить работу транспорта в вашем городе?
Материалы для использования:
текст учебника;
карты атласа;
детская энциклопедия «Аванта +» «Россия. Экономическая и физическая география».