Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока
Напишите, какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы.
К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?
Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?
Выберите правильные ответы..
Только птицы из позвоночных животных:
а) приспособились к полету;
б) имеют перьевой покров тела;
в) откладывают яйца с известковой скорлупой.
Крылья поднимают:
а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;
б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела птицы);
в) большие грудные и подключичные мышцы.
Длина шеи у птиц зависит от:
а) длины тел позвонков;
б) количества позвонков;
в) количества позвонков и длины их тел.
Пояс передних конечностей у птиц образован:
а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;
б) двумя ключицами и двумя лопатками;
в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями.
Скелет собственно передней конечности состоит из:
а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;
б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;
в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
В скелете кисти птиц сохранились остатки:
а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.
Киль на грудине птиц:
а) способствует рассеканию воздуха при полете;
б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;
в) не имеет значения, как приспособление к полету.
Цевка у птиц — результат приспособления к:
а) поднятию туловища над землей;
б) смягчению при приземлении;
в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
. 9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:
а) отсутствие зубов;
б) срастание нескольких отделов позвоночника;
в) большой объем мозговой кости черепа.
Ответ: 1 — б; 2 — а; 3 — в; 4 — а; 5 — а; 6 — а; 7 — б; 8 — в; 9 — в.
Биологический диктант.
Вставьте пропущенные слова:
Перо — это видоизмененная чешуя — состоит из … вещества.
Контурное перо состоит из твердого … и расположенного по бокам ….
У большинства птиц грудина имеет высокий гребень — ….
Прочную опору для крыльев создает….
Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных…,…, пояс задних конечностей образован срос
шимися с ….
Цевка — это часть ….
Изучение нового материала
Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел § 55, 56.
О I группа. Пищеварительная и выделительная системы/
Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
О II группа. Дыхательная система.
Рассмотрите схему строения органовдыхания птиц.
Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
Используя рис. 241, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.
О III группа. Кровеносная система, обмен веществ.
Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы.
Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.