Цель урока: разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания; сформировать понятие «жизненная емкость легких».
Оборудование: таблица «Органы дыхания», диафильм «Регуляция дыхательных движений. Приемы искусственного дыхания», спирометр, модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Индивидуальная работа по картонкам:
. Фронтальный опрос «Светофор».
Примеры вопросов и заданий обязательного уровня.
[1] Какую роль в организме человека изучает кислород?
В чем заключается основная функция дыхательной системы?
Какими органами она образована?
В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
Примеры вопросов и заданий повышенного уровня.
В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?
Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
Носовая полость Г. Носоглотка
Б. Трахея Д. Бронхи
Гортань Е. Бронхиолы
Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?
В чем проявляется связь строения и функции органовдыхания?
Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем».
Изучение новой темы
Учитель сообщает тему урока и акцентирует внимание учащихся на доску, где записан план занятия.
Механизм легочной вентиляции:
вдох; 2) выдох.
Жизненная емкость легких. IV. Влияние гуморальной регуляции на
Регуляция дыхания. Роль дыхательно- дыхательный центр.
го центра в ритмическом чередовании V. Искусственное дыхание, вдоха и выдоха.
После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.
«Дыхание – значит жизнь». Эта фраза бесспорна.
Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т. е. дыхательными движениями, необходимыми для вентиляции легких у человека. Издавна интересовала ученых п врачей и причина вдоха и выдоха. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление: а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а, сжимаясь, выталкивают его (выдох).
С какой гипотезой вы согласны? Ответ свой объясните.
Действительно, воздух поступает в легкие, потому что они способны менять свой объем благодаря высокой эластичности альвеол.
Но легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются.————— Благодаря чему легкие обладают такой способностью?
Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой.
Полость же грудной клетки расширяется благодаря сокращению дыхательных мышц, к которым в первую очередь относятся диафрагма и межреберные мышцы. Диафрагма при вдохе опускается на 3-4 см. Опускание ее на 1 см увеличивает объем грудной клетки на 250-300 мл. Таким образом, только за счет сокращения диафрагмы объем грудной клетки увеличивается на 1000-1200 мл. На прошлом занятии мы с вами говорили о плевральной щели, которая образуется между двумя листками плевры и герметически закрыта. Давление в ней ниже атмосферного, за счет отрицательного давления в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой, растягиваются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного, и в результате разности давления атмосферный воздух устремляете через дыхательные пути в легкие. Происходит вдох. Кроме того, активное участие в дыхании принимают и межреберные мышцы, которые при их сокращении приподнимают ребра за счет чего также увеличивается объем грудной полости.
За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу.
Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.
Учитель демонстрирует механизмы вдоха и выдоха на модели.
В сильном выдохе участвует брюшной пресс, который, напрягаясь, давит на внут- рибрюшные органы. Они, в свою очередь, давят на диафрагму, которая еще более выпячивается в полость грудной клетки.
Будут ли работать легкие, если нарушится герметичность грудной клетки? Ответ отрицательный.
Учитель подтверждает ответ на модели. (Если вставить спичку между наружной стенкой воронки и шариком, изображающим диафрагму, в месте их соприкосновения так, чтобы воздух внутри воронки соединялся с наружным, то модель работать не будет.)
Поступление воздуха в плевральную щель (или в полость плевры) при нарушении целостности ее стенок называется пневмотораксом. Частичный пневмоторакс с успехом применяется при лечении туберкулеза легких. Врач специальной иглой прокалывает грудную клетку и впускает в плевральную щель определенное количество газа. Давление в ней искусственно повышается, и движение легких значительно ограничивается, а это создает покой больному органу. Клетки плевры обладают способностью поглощать воздух, поэтому чрез некоторое время они полностью удаляют газ из плевральной щели и в ней опять устанавливается пониженное давление.