Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК.
Оборудование: Карты «Агроклиматические ресурсы», «Сельское хозяйство», «Растениеводство», «Животноводство», таблица «Мелиорация и ее виды», статистические данные, карточки с проблемами АПК на группу.
Ход урока
Организационный момент
Учитель раздает на группы учащихся карточки. На карточке указана проблема АПК. В течение 7-10 минут учащиеся обсуждают проблему в группе. Намечают возможные пути решения проблемы. Готовят аргументированный ответ, решение проблемы, свою точку зрения. Она может быть правильной или неправильной.
Каждая группа получает по 5 жетонов одного цвета. Например, 1 группа – 5 красных жетонов, 2 группа – 5 синих жетонов, 3 группа – 5 желтых жетонов, 4 группа-5 зеленых жетонов и т. п.
За обсуждение проблем других групп, за участие в дискуссии группа получает жетон от той группы, в обсуждении проблемы которой она принимала участие. В конце урока жетоны у групп должны быть разные. Наличие жетонов изначального цвета говорит о том, что группа не принимала участие в дискуссии, а только обсудила свою проблему.
Дискуссия
Карточка № 1
Вопрос: Многие годы из села уезжали молодые люди, многие из которых поступали в высшие учебные заведения, техникумы, училища. Отбор трудовых ресурсов шел не в пользу села. В то же время хозяйство крестьянина многогранное, предъявляет к хозяину высокие требования.
В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство:
Здоровье.
Сила и привычка к систематической работе в любое время года.
Способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать.
Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучше заняться в настоящее время, а что пока отложить.
Знание культурных растений данной местности, животных, почвы, погоды.
Сотрудничество с соседями.
Задание: Обсудите указанные качества, какие еще качества необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство (фермеру) и почему?
Каряючка № 2
Вопрос: Министр царского правительства, великий реформатор П. А. Столыпин считал, что «.. .не беспорядочная раздача земли, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности».
Задание: Что вы думаете по поводу продажи и покупки земли в частную собственность? Не может ли оказаться, что люди, имеющие крупные суммы денег, будут владельцами земель колхозов и совхозов, а крестьяне превратятся в батраков, ведь денег на выкуп земли у крестьян нет?
Другая сторона проблемы: земли могут быть использованы не для производства сельскохозяйственной продукции, а, например, для строительства полигона для захоронения опасных отходов, для строительства развлекательных учреждений.
Карточка № 3
Вопрос: К началу 1998 года в России было зарегистрировано 274 тысячи фермерских хозяйств при среднем размере одного хозяйства 48 га. Они дали государству всего 2% сельскохозяйственной продукции.
Задание: Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продукции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы развития фермерства вы можете назвать? Дайте прогноз развития фермерства в России?
Карточка Ms 4
Вопрос: За последние годы (90-е годы 20 века и начало 21 века) в сельском хозяйстве России доля государственного сектора снизилась до 12%. Более 50% продукции сельского хозяйства производится в индивидуальных хозяйствах. Например, картофель – 90%, овощи – 77%. Фермерские хозяйства дают 2% сельскохозяйственной продукции России.
В 1990 году убыточные хозяйства составляли 3-5%, а сейчас почти 90%. Прибыльные хозяйства только в Ставрополье, Башкирии и Краснодарском крае. Многие земли в Нечерноземье не обрабатываются.
Задание: Подумайте, может быть, не стоит развивать сельское хозяйство в России, а перейти на импортное продовольствие? Или пусть каждый горожанин сам выращивает на садово-огородных участках сельхозпродукцию? Каково ваше мнение?
Карточка № 5
Вопрос: Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю для сельскохозяйственного использования около города.
Задание: Какой сельскохозяйственной деятельностью вы будете заниматься (какие культуры выращивать, какие виды домашних животных будете разводить) и почему? Составьте бизнес-план развития своего хозяйства.
Карточка № 6
Вопрос: Экологически чистые продукты питания всегда дорогие, производить их выгодно во всем мире.
Задание: Что бы вы предприняли по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции?
Учащиеся могут работать с дублерами, т. е. одну проблему обсуждают две группы. Мнения могут быть разными. При появлении абсурдных мнений в дискуссию вступает учитель.
Домашнее задание
По уч. Д.: §31-32.
По уч. А.: §34-35.
Составить 10 вопросов по теме «АПК» (дать ответы на вопросы).
Дать определения терминов, встречающихся в теме «АПК» (мелиорация, полеводство, сельскохозяйственные угодья, АПК, технические культуры), рентабельность.
Опережающее задание
Подготовить сообщения по теме:
Пищевая промышленность.
Легкая промышленность.