Урок № 39. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели: проверить знания учащихся в определении видов односоставных предложений, умении использовать такие предложения в своей речи; проверить и закрепить навык полного синтаксического разбора предложения и определения вида сказуемого.
I вариант
I . Теоретический вопрос: Чем неопределенно-личные предложения отличаются от безличных?
П. Материал для определения видов односоставных предложений.
/. Оцепили место в двадцать пять сажен. 2. Отзвонили вечерню во святых церквах. 3. И бугор земли сырой тут насыпали, и кленовый крест тут поставили. 4. Скажи мне, ветка Палестины…5. Светись, светись, далекая звезда. 6. Всё легче перед кем-нибудь словами облегчить мне грудь. 7. Синие горы Кавказа, приветствую вас! 8. Но с жизнью жаль расстаться мне. 9. Темно. Всё спит. 10. Вам не видать таких сражений! (Из произведений М. Лермонтова).
III . Написать сочинение-миниатюру с использованием всех ти
пов односоставных предложений.
Или построить фрагмент текста, подобный данному. Тема – ночь.
Ночь. Тишина. Иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется дышать полной грудью, жить хочется вечно. Легко думается в такие ночи. Где-то хлопнула калитка. В соседнем доме включили свет. Очарование окончилось. Иду домой. Засыпаю с улыбкой.
IV . Произвести полный синтаксический разбор предложения
«Светись, светись, далекая звезда».
V. Определить вид сказуемого.
Его в степи без чувств нашли (М. Лермонтов).
Но с жизнью жаль расстаться мне (М. Лермонтов).
II вариант
I . Теоретический вопрос: Какие односоставные предложения вы знаете?
П. Определить вид односоставных предложений.
1. Живу как неба властелин – в прекрасном мире – но один. 2. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 3. И вот нашли большое поле. 4. Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули.
5. Схоронили его за Москвой-рекой. 6. О, как мне хочется смутить веселье их. 7. Вот смерклось. 8. Вечер. 9. Примите дивное посланье из края дальнего сего (Из произведений М. Лермонтова).
III . Написать сочинение-миниатюру или построить текст, подобный данному. Тема -утро.
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко -ив путь!
IV . Синтаксический разбор.
Люблю дымок спаленной жнивы.
V . Определить вид сказуемого.
1) Отвечает так Кирибеёвич, покачав головою кудрявою…
М. Лермонтов
2) Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж: бурным сердцем и грозой.