Цели: сформировать представление о Восточной Европе.
Оборудование: на каждом столе-станции лежат дополнительные источники информации о стране, карты атласа. Каждой группе раздаются маршрутные листы.
Тип урока: урок-путешествие в Восточном Экспрессе.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Класс делится на 5 групп. Ученикам выдаются маршрутные листы, на которых записана последовательность станций, чтобы не было заминок при продвижении по станциям. На столах таблички с названием станций: Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария. На столах лежат карточки с заданиями, которые ученики выполняют в своих тетрадях.
Польша
Численность населения ____________________________
Плотность населения ______________________________
Демографическая ситуация ________________________
Урбанизация _____________________________________
Национальный состав населения ___________________
Религиозный состав населения _____________________
1. Заполните таблицу: «Размещение отраслей промышленности Польши»:
|
|
Главные центры производства |
||||
Общие принципы размещения |
Особенности размещения |
Черных металлов |
Цветных металлов |
Электроэнергии |
Нефтехимии и химии |
Транспортного машиностроения |
Вблизи месторождений отечественного сырья, топлива |
Близ добычи каменного угля |
|
|
|
|
|
Близ добычи руд |
|
|
|
|
|
|
Близ месторождений соли, серы, бурого угля |
|
|
|
|
|
|
Близость к потребителю |
|
|
|
|
|
|
Ориентация на выгоды транспортно- географического положения
|
В морских портах, железнодорожных узлах |
|
|
|
|
|
В морских портах, железнодорожных узлах, обеспечивающих доставку сырья, топлива |
|
|
|
|
|
|
Близ государственной границы |
|
|
|
|
|
2. Укажите специализацию сельского хозяйства и промышленности отдельных районов Польши и продукцию, которую они ввозят.
Румыния
Численность населения ____________________________
Плотность населения ______________________________
Демографическая ситуация ________________________
Урбанизация _____________________________________
Национальный состав населения ___________________
Религиозный состав населения _____________________
1. Оцените степень обеспеченности Румынии собственными природными ресурсами, выделив отрасли, для развития, которых имеются благоприятные предпосылки.
2. Заполните таблицу «Экономические районы Румынии»:
Название района |
Специализация |
Главные промышленные центры |
Другие признаки: размеры, численность, природные ресурсы, ЭГП, транспорт |
Страна в целом |
|
|
|
Южный район |
|
|
|
Центральный район |
|
|
|
Северо-Восточный район |
|
|
|
Болгария
Численность населения ____________________________
Плотность населения ______________________________
Демографическая ситуация ________________________
Урбанизация _____________________________________
Национальный состав населения ___________________
Религиозный состав населения _____________________
1. Заполните таблицу:
Основные отрасли народного хозяйства (включая промышленность и сельское хозяйство) |
Перечень необходимого сырья или других природных ресурсов |
|
отечественное |
импортное |
|
|
|
|
2. Дайте характеристику сельского хозяйства Болгарии. Ответ оформите в виде таблицы.
Сельскохозяйственные районы |
Главные культуры |
Центры их переработки |
Экспортная продукция |
|
|
|
|
Вывод: об уровне развития сельского хозяйства, степени развития растениеводства и животноводства.
Венгрия
Численность населения ____________________________
Плотность населения ______________________________
Демографическая ситуация ________________________
Урбанизация _____________________________________
Национальный состав населения ___________________
Религиозный состав населения _____________________
Природные ресурсы, которыми страна обеспечена хорошо _____________
Специализация промышленности ____________________
Специализация сельского хозяйства _________________
Участие в международном разделении труда __________
III. Подведение итогов
После выполнения задания представители каждой из групп дают краткую характеристику «своей» страны. В это время учащиеся выполняют следующие задания:
1. Нанести на контурную карту границы стран Восточной Европы.
2. Используя материал докладов (а при необходимости карты атласа, текст учебника, записи маршрутных листов), нанести на контурную карту природные ресурсы, которыми богаты страны Восточной Европы.
3. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию, сырье.
После выполнения работы можно обсудить следующие вопросы:
В чем вы видите перспективы интеграционных процессов между странами Восточной Европы?
Оценить роль транспорта как связующего звена между странами.
IV. Домашнее задание
1. Вспомнить план сравнительной экономико-географической характеристики стран.
2. Для отдельных учащихся: сделать доклады о Швеции и Италии, приготовить наглядные материалы.