Цели: Познакомить с географии и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».
Оборудование: Карта «Машиностроение».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Устно:
Рассказать о значении и составе машиностроительного комплекса.
Назовите проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.
Письменный вопрос у доски:
Составьте схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.
Изучение нового материала
Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?
При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:
Наукоемкость
Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу – НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемкими.
Вопрос: Определите географию наукоемких производств.
Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами – в Подмосковье: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.
Трудоемкость
Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).
Вопрос: Определите географию трудоемких производств.
Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.
Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз – на Урале (Екатеринбург, Челябинск).
Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.
Практическая работа
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
а) По карте «Машиностроение» атласа, или уч. Д., рис. 36, с. 101, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.
в) Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Специализация и кооперирование
Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.
Запись в тетрадь
Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции. Это необходимое условие повышения эффективности работы промышленности.
Обратная сторона этого процесса – кооперирование, т. к. специализация подразумевает тесные связи между предприятиями-смежниками – кооперационные связи.
Запись в тетрадь
Кооперирование – это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.
Транспортный фактор
Некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, так как их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, а зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе – Ростов-на-Дону.
Закрепление
Какие отрасли машиностроения (уч. Д., табл. 2, приложение) производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастроение, станкостроение.)
Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телевизоры, самолеты, станки.)
Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)
Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемко
го машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров – условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла -условие для размещения металлоемкого машиностроения.)
Домашнее задание
По уч. Д.: §18-19; По уч. А.: §31.
Задание социокультурного практикума № 1-2 (по выбору).
Вопросы для самооценки № 5,6.