Урок №35 (4 класс)
Задачи. Ознакомить с применением лыжных мазей. Повторить, как скрепляются и переносятся лыжи. Повторить посадку лыжника. Повторить попеременный двухшажный ход (отталкивание и скольжение).
Подготовительная часть.
Беседа в классе. Применение лыжных мазей.
Это требует определенных знаний и опыта. В основном используются мази «Висти», «Темп». По физическим свойствам они разделяются на три вида — твердые, полужидкие и жидкие.
Твердые. Применяются главным образом в морозную погоду. Каждая мазь имеет свои температурные пределы. «Висти»: синяя — 2-6°, зеленая — 5—12°,
светло-зеленая — 10-25″, черная — 15-30°.
«Темп»: красная — 1—7°, голубая — 5—10°, темно-зеленая для крупнозернистого снега — 8-18°, светло-зеленая для свежего и порошкообразного снега — 8— 20°, черная — 18-30°.
Полужидкие. «Висти»: оранжевая — для свежего снега — 0+Г, фиолетовая — для старого снега — 0-1°.
«Темп»: желтая — для свежевыпав-шего снега — 0+3°, фиолетовая — для любого снега +1 — 1°.
Жидкие. «Висти»: желтая — на старый и новый снег — 0° и выше, красная — на старый и новый снег — +1° и выше, фиолетовая — на старый, крупнозернистый снег, наст и гололед — ниже 0°.
Выбор лыжных мазей зависит от многих факторов, к которым относятся температура и влажность воздуха, состояние и структура снега, состояние лыжни, рельеф местности, длина дистанции, качество лыж (деревянные или пластиковые) и индивидуальных особенностей лыжника. В условиях школы определяющим фактором при выборе мази являются рекомендации фирмы, т.е. те температурные параметры, которые указаны на этикетках, и личный опыт учителя физкультуры.
Непростым делом является смазка лыж. Ведь мазь должна обеспечивать не только хорошее скольжение, но и предотвращать проскальзывание лыж назад. Поэтому самой правильной будет комбинированная смазка, состоящая как минимум из 2—3 мазей. На переднюю, заднюю части и желобок наносится скользящая мазь, а держащая — на среднюю часть выше и ниже крепления. Затем мазь растирается и охлаждается. Под грузовую площадку наносится мазь, несколько отличающаяся от нанесенной на концы, — она рассчитана на более высокую температуру. Если лыжи все же проскальзывают назад, надо увеличить слой держащей мази под грузовой площадкой.
Толщина наносимого слоя мази зависит от длины дистанции и состояния снежного покрова.
Тонкий слой мази наносится на лыжи без нажима, быстрыми продольными движениями от носка лыжи к пятке.
Средний слой — это два тонких, где второй наносится на охлажденный первый.
Толстый слой — это два средних, нанесенных на охлажденную лыжу.
Растирают лыжные мази специальными пробковыми или пенопластовыми растирками.
После того как лыжи готовы, их необходимо вынести на улицу и остудить. Это делается для того, чтобы на мазь не налипал снег.
Перед выходом из помещения построить класс в одну шеренгу, лыжи в правой руке вертикально. Осмотр одежды и обуви.
Напомнить, как скрепляются и переносятся лыжи (см. 1 класс, 38 урок и 2 класс, урок 40). Выход на площадку. Построение в одну шеренгу. Надевание лыж. Взаимопомощь при надевании лыж.
Повторить посадку лыжника. Игра «Удержи равновесие» (см. 1 класс, урок 34).
Напомнить о назначении лыжных палок и петель на них (см. 1 класс, урок 38).
Основная часть. Повторить попеременный двухшажный ход (отталкивание и скольжение). Напомнить технику (см. 3 класс, уроки 34 и 35).
Игра «Накаты» (см. 1 класс, урок 42). Игра «Быстрый лыжник» (см. 1 класс, урок 40).
Равномерное передвижение по учебной лыжне до 1 км.
Заключительная часть. Снять лыжи, очистить их от снега, скрепить. Подведение итогов урока.