Урок 34. Лесная промышленность

0
799
программы


Цели: Познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленно­сти. Сформировать представление о ЛПК (лесопромышленных комплексах). Воспи­тывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны. Выполнить практическую работу «Схема межотраслевых связей химической про­мышленности».

Оборудование: Карта лесная промышленность, коллекция «Виды древесины», картины с лесными ландшафтами.

Ход урока

Организационный момент

Выполнение практической работы

Составление «Схемы межотраслевых связей химической промышленности». Учащиеся заполняют схему в тетради, записывают отрасли и продукцию, которую поставляет данным отраслям химическая промышленность и продукцию, которую химическая промышленность получает от других отраслей. Перед началом работы следует вспомнить состав химической промышленности и продукцию, которая про­изводится на предприятиях химической промышленности.

Основная химия – кислоты, щелочи, удобрения.

Химия от синтеза – пластмассы, волокна, каучук, краска, резина, шины.

Проверка домашнего задания

Учащиеся слушают сообщение к теме «Лесная промышленность» об использо­вании лиственницы, кедра, сосны, пихты, березы, осины, липы, дуба в хозяйстве. Во время сообщения демонстрируются образцы древесины, по возможности, про­дукция.

Промышленные леса России

Примерно V* запасов спелого, то есть пригодного для рубки леса, составляют ли­ственничники. Лиственница – быстрорастущее дерево. Древесина лиственницы про­питана смолой. Спил лиственницы имеет красивый рисунок. Смола сохраняет лист­венницу от гниения даже под водой, поэтому лиственницу используют для сооруже­ний свай, фундаментов домов.

Например, фундамент многих домов города Венеции простоял в воде 150 лет, и недавно вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фунда­мента. Древесина лиственницы плотная, тяжелая, тонет в воде. Транспортировать по рекам ее невозможно, а дорог в Сибири почти нет.

Очень ценится древесина сосны, которая тоже пропитана смолой. Благодаря смоле постройки из сосны долговечны. Смола сосны – живица – используется в кни­гопечатании (ее добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек.

Из древесины сосны делают шпалы, мебель, крепежные стойки, применяемые в шахтах. Используют древесину и в кораблестроении.

Кедр имеет красивую розово-желтого цвета древесину и приятный запах. Древеси­на кедра очень прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заво­дится моль, а в посуде кедровой долго не скисает молоко. Древесина кедра использу­ется для изготовления музыкальных инструментов, так как она усиливает звук.

Для изготовления музыкальных инструментов также используется и ель, из нее делают пианино, рояли, струнные инструменты. Ель – сырье для производства бума­ги, искусственного шелка (вискозы).

А вот древесина пихты очень быстро гниет. Поэтому пихта не используется в строительстве, а идет только на производство бумаги. В парфюмерной промышленно­сти используют в качестве сырья хвою, которая содержит ароматические вещества.

Лиственные породы деревьев также находят применение в промышленности. Древесина березы используется для производства мебели, фанеры, льна. Особенно ценится древесина карельской березы – плотная с мраморным рисунком на срезе.

Из древесины мягкой и легкой осины производят спички, тару. Осиновыми до­щечками (лемех) покрывали купола церквей. Осину предпочитают и при строитель­стве бань русских в деревнях и садовых участках.

Древесина липы очень красива: белая с розовым оттенком, к тому же не коробится при сушке и не трескается. Изготавливают из нее посуду, фанеру, чертежные доски.

Твердая древесина дуба идет на производство отличной (дорогой) мебели, паркета, бочек. Самый ценный «моренный» дуб. Это древесина дуба, которая долгое время находилась в воде. Она приобретает темно-коричневый цвет. Из него делают мебель.

Изучение нового материала

План урока на доске:

Значение леса.

Размещение ресурсов.

Состав отрасли.

География отрасли (базы), факторы размещения.

ЛПК.

Проблемы и перспективы отрасли.

Учитель или ученик читает стихи о лесе:

«Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного Севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»

Вс. Рождественский

45% земель в России покрыты лесом. В основном это – тайга (хвойные леса). По­смотрим на карту «Лесная промышленность» и определим, где же в России имеются леса, пригодные для промышленной рубки (с. 152, рис. 49, уч. Д.; с. 148, рис. 44, уч. А.).

Во-первых, все леса делятся на 3 группы:

группа – Леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зо­

ны вокруг городов – здесь возможны только санитарная рубка и руб­ки ухода (ее доля 22%).

группа – рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста (8%).

группа – возможна промышленная рубка (сплошная) леса (70%).

Для определения группы леса пользуются коэффициентом лесистости.


Если J1 > 50%, то леса относят к 3 группе, где возможна промышленная рубка. А теперь определим районы лесоизбыточные: это Север европейской части России – Архангельская область, Республики Коми и Карелия; Урал, Западная Сибирь, Вос­точная Сибирь и Дальний Восток.

Задания:

Какое дерево является самым распространенным в России? (Лиственница. За­пасы древесины составляют 22% от мировых.)

Каков состав лесной промышленности? (Учащиеся чертят схему внутриот­раслевых связей лесной промышленности. Связи обусловлены последователь­ной обработкой и переработкой древесины.)

Где могут размещаться отрасли лесной промышленности? Найдите в тексте учебника (уч. Д., с. 153; уч. А., с. 150) факторы и принципы размещения стадий производства. (1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и же­лезных дорог; 2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке (перевозить круглый лес невыгодно), в устьях сплавных рек (Игарка, Салехард) и на пересечении рек с железными дорогами; 3. Мебельное производство – к потребителю (мебель пе­ревозить сложнее, чем сырье); 4. Целлюлозно-бумажная водо- и энергоемкое производство и наличие древесины (Карелия, Сибирь, Украл).)

Работа с картой:

Найдите на карте «Лесная промышленность» (атласа):

По 5 целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) в Европейской и азиатской час­тях России. (В европейской части: 1. Архангельск, 2. Кондопога, 3. Корпряжма,

Соликамск, 5. Краснокамск; В азиатской части: 1. Красноярск, 2. Усть- Илимск, 3. Братск, 4. Байкальск, 5. Амурск.)

Лесопромышленные комплексы (ЛПК). (1. Усть-Илимский; 2. Братский; 3. Ар­хангельский; 4. Сыктывкарский.)

Назовите лесные порты. (1. Архангельск; 2. Игарка; 3. Онега; 4. Нарьян-Мар.)

Назовите лесные базы России (по уч. Д.). Дайте характеристику одной из них по плану:

Географическое положение.

Запасы древесины.

Специализация на стадиях лесного производства.

Центры лесной промышленности.

Проблемы.

В группах по 4 человека изучить каждому одну базу и через 3 минуты обменять­ся информацией внутри группы.


Проблемы лесной промышленности

А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за про­блемы и каковы их причины?

Истощение запасов древесины в европейской части России.

Экологические:

а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;

б) отходы в районах лесозаготовки;

в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.

Вопрос:

Продумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду?

Вариант ответа:

Лесовосстановительные работы (лесопосадки).

Очистные сооружения на ЦБК.

Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобгиьным и железнодо­рожным транспортом.

Создание дополнительных участков леса I группы.

Создание ЛПК позволит использовать отходы.

V.Закрепление

Назовите 3 стадии лесной промышленности. (Лесозаготовка – деревообработ­

ка (механическая – переработка древесины)).

Назовите ведущий фактор размещения. (Для лесозаготовки – v сырья; для цел­люлозно-бумажного комбината – сырье, вода, энергия; для мебельного произ­водства – v потребителя.)

Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть-Илимске, Братске?

Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности». (Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск – мор­ской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)

Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины? (Причина – молевой сплав леса.)

Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью? (Лесо­восстановительные работы, истощение лесов, строительство очистных со­оружений на ЦБК, неполное использование древесины.)

Какие предприятия лесной промышленности имеются в вашем регионе?

Домашнее задание

По уч. Д.: §30;

По уч. А.: §32, с. 148-151.

Составьте схему межотраслевых связей лесной промышленности.