Цель урока: 1) Сформировать знания о климатических особенностях материка;
2) Развивать умение работать с картой и климатическими диаграммами;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1) Физическая карта Северной Америки. 2) Климатическая карта Северной Америки. 3) Карта климатических поясов
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Рельеф. Равнинная часть (горы – 1/3 материка; Североамериканская платформа; прогнутая оледенением часть платформы – Канадский Арктический архипелаг, Гудзонов залив; кристаллические породы – Гренландия, полуостров Лабрадор; понижение рельефа – Центральные равнины, Миссисипская низменность, прибрежные равнины Мексиканского залива – осадочные породы; на западе ступенчатые Великие равнины; на севере – многочисленные морены; Аппалачские горы похожи на уральские – вершины куполообразные, склоны пологие)
2. Горная часть (Кордильеры в переводе с испанского – «горный хребет»; сьерра («пила» с испанского) – горные хребты с остроконечными вершинами: Сьерра-Невада, Сьерра-Мадре, вулканическое плато – Йелоустон, где действуют 3000 гейзеров и горячих источников; высшая точка – гора Мак-Кинли,
3. Полезные ископаемые (на севере много металлов – железо, медь, никель и др.; в осадочных породах Центральных и Великих равнин много нефти, газа, каменного угля; в Аппалачах – уголь, железо; в Кордильерах – нефть, газ, уголь, цветные металлы, золото, уран; в 1849 году в Долине смерти погибло много золотоискателей; много золота на Аляске, в долине реки Колорадо)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен)
2. Умеренный климат, хвойные породы деревьев, крупные хищники и парнокопытные – признаки, характеризующие (тайгу)
3. Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)
4. В лесостепной зоне растут (берёза, дуб, осина)
5. Климат любой местности зависит, прежде всего, от (географической широты)
6. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)
7. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый)
8. Параллели и меридианы на глобусе и картах называют (градусной сеткой)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Какие климатообразующие факторы вы знаете?
V.Объяснение новой темы.
1. Климатические пояса Северной Америки (все, кроме экваториального; особенности климата формируют факторы: небольшая территория по сравнению с Евразией, более близкое расположение к северному полюсу, сужение к югу, горы на западе, отсутствие широтных гор; в субтропиках может выпасть снег)
2. Торнадо (вихревые бури, скорость 800 км/час; в Центральных равнинах – суховеи и пыльные бури; в тропических широтах бури, ураганы (в переводе с майя – бог сильных ветров))
3. Климат (влияние океанических течений, направление и высота горных хребтов; в Канадском Арктическом архипелаге и в Гренландии средняя температура января -40°С, на юге +20°С; средняя температура июля на севере +8°С, на юге +30°С; осадки: юго-востоке и Карибах много, к северо-западу и западу уменьшается, на горных склонах Кордильер на северо-западном побережье Тихого океана снова увеличивается)
VI.Усвоение новой темы.
1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)
2. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
3. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
VII.Домашнее задание. § 31, задание на странице 130
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Климат Северной Америки разнообразен. Годовое количество осадков тоже неравномерно.