Урок № 34 (3 класс)
Задачи. Ознакомить с попеременным двухшажным ходом. Повторить спуск на лыжах в основной стойке.
Урок проводится с палками.
Подготовительная часть (см. 2 класс, урок 34).
Основная часть. Построение в шеренгу. Передвижение приставными шагами влево и вправо.
Передвижение скользящим шагом (см. урок 33, упражнения 1 и 2). За передвижение скользящим шагом 8-10 ученикам поставить оценки.
Ознакомить с попеременным двухшажным ходом. Перед началом ознакомления с попеременным двухшажным ходом рекомендуется еще раз объяснить учащимся основные элементы правильной техники скользящего шага.
1. Опорная нога (на которой лыжник скользит) вначале постепенно выпрямляется, потом перед оттакиванием и в первой его стадии сгибается и снова распрямляется в конце толчка. 2. Отталкивание ногой начинается в момент остановки лыжи, когда пятка отрывается от грузовой площадки, и заканчивается полным распрямлением ноги. Направление отталкивания — вдоль оси тела («на взлет»). 3. После толчка лыжа отрывается от снега, но не высоко. 4. Маховая нога в первый момент отталкивания находится рядом с толчковой или опережает ее на несколько сантиметров. 5. В начале скольжения голень опорной ноги вертикальна, затем стопа слегка выскальзывает вперед и в конце скольжения снова принимает вертикальное положение. 6. Палка ставится на снег примерно в середине фазы скольжения или несколько раньше, под углом 70°. На нее сразу же переносят давление руки и туловища. 7. В первой фазе скольжения туловище не меняет своего положения, при нажиме на палку наклоняется, а в конце отталкивания ногой вновь выпрямляется.
Разучивание движений рук при попеременном двухшажном ходе начинают с показа выноса палки. Рука свободно движется вперед одновременно с махом свободной ногой, слегка согнутой в колене. На рисунке ПО показана кинограмма попеременного двухшажного хода. Рассмотрим ее.
Начиная с 10-го и по 20-й кадры можно проследить, насколько согласованно движутся вперед левая рука и правая нога лыжника. Мах рукой делают не кистью вперед, а локтем, т. е. не за счет сгибания руки в локтевом суставе, а засчет сильного тягового усилия мышц плечевого пояса. Энергичное движение рукой помогает маху ногой, но не должно опережать его. Когда рука проходит отвесное положение, кисть оказывается около колена (кадр 17, левая рука).
Рука выносится вперед вначале почти выпрямленной (кадры 1-5). Она поднимается чуть выше уровня плечевого сустава (кадр 6). К моменту постановки палки на снег (кадр 8) она слегка сгибается в локте (на 15-20°).
Как уже указывалось, лучший угол постановки палки — 70° к поверхности снега. Как только палка станет на снег, лыжник начинает давить на нее весом тела. Сначала (кадры 9-15) руку сгибают в локте (но не более, чем до прямого угла), а затем разгибают. Разгибание начинается еще в то время, когда рука не дошла до вертикали (кадры 16-17) и продолжается до конца отталкивания (кадры 18-20). Если не начать своевременно разгибать руку, то кисть пройдет слишком высоко («у кармана») и угол отталкивания палкой не будет достаточно острым. Чтобы образовать такой угол отталкивания палкой, лыжник, кроме того, наклоняет туловище.
Наибольшее давление на палку происходит в тот момент, когда рука проходит вертикаль (кадры 18-19).
Заканчивать толчок палкой лучше всего в тот момент, когда начинается толчок ногой (кадр 20). К моменту отрыва от снега палка и рука образуют прямую линию. В этот момент палка удерживается большим и указательным пальцами. Давление кистью осуществляется через петлю палки.
После отталкивания рука с палкой слегка поднимается вверх.
Проверить умение правильно захватывать петли на палках. Показать отталкивание палками.
Передвижение попеременным двух-шажным ходом на учебном кругу, имеющем горизонтальные участки и участки с уклоном вниз и вверх (до 3-4°).
Учитель на ходу делает необходимые замечания. При правильном выполнении движений достаточно сказать: «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец!». Если ученик допускает ошибки, можно его остановить, вновь показать правильный способ движения.
Игра «Пустое место» (см. 2 класс, урок 40).
Повторить спуск на лыжах в основной стойке. На склоне. Спуск в основной стойке; в основной стойке с переходом в низкую (для прохождения ворот, поставленных на склоне). Подъем выполнять ступающим шагом.
Прохождение дистанции в 600—700 м в среднем темпе за учителем.
Заключительная часть. Снять лыжи, очистить от снега, скрепить их. Построение. Подведение итогов урока.