Цели: продолжать знакомство учащихся с русской литературой XIX – начала XX века; познакомить с жизнью В. М. Гаршина, начать работу над произведением «Сказка о жабе и розе»; учить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; учить сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.
Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.
Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы (компьютер, игрушку и т. п.).
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с жизнью писателя.
– Мы завершаем изучение раздела «Чудесный мир классики» произведением Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе».
– Знакома ли вам фамилия этого писателя? Знаете ли вы его произведения?
Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.
Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-либо в этом мире.
– Читая «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами.
2. Работа над произведением.
Учитель читает произведение до слов: «В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок» (с. 174).
– Что хотите сказать?
– Каким вам показался Вася?
– Прочитайте о том, как мальчик вёл свои наблюдения.
– Как это его характеризует?
– Какой вы представляете розу?
– Что можете сказать о жабе?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: перечитать ещё раз часть сказки, прочитанную учителем на уроке (с. 171–174, часть 1-я); в тетрадь по чтению выписать характеристики жабы и розы (в 2 столбика).