Урок 33. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

0
715
программирование

Цели: отрабатывать умение сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями; отрабатывать умение решать уравнения; воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Выполните действие:

2. Представьте числа так, чтобы их дробная часть была правильной дробью:

3. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:

III. Индивидуальная работа

1 карточка

1. Выполните вычитание:

2. Выполните действие:

2 карточка

1. Выполните вычитание:

2. Выполните действие:

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня мы рассмотрим более сложные случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и будем отрабатывать вычислительные навыки.

V. Изучение нового материала

— Рассмотрим пример 5 на стр. 49 учебника.

— Запишите свойства вычитания суммы из числа в буквенном виде.

— Какие еще свойства вычитания мы знаем? (Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть его из одного слагаемого и прибавить второе слагаемое.)

— Запишите в буквенном виде свойство вычитания из суммы числа.

VI. Закрепление изученного материала

1. № 331 стр. 53 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

— От какого слагаемого удобнее отнимать число?

Решение:

2. № 332 стр. 54 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

Решение:

3. № 328 (в, г) стр. 53 (у доски и в тетрадях).

Решение:

(Ответ: в) 23/40; г) 4/9.)

VII. Физкультминутка

VIII. Работа над задачей

1. Решите задачу.

Одна наборщица может выполнить всю работу за 15 мин, вторая – за 30 мин.

а) Какую часть работы выполняет за 1 мин первая наборщица?

б) Какую часть работы выполняет за 1 мин вторая наборщица?

в) Какую часть работы выполнят они за 1 мин при совместной работе?

г) За сколько минут две наборщицы вместе выполнят всю работу?

2. № 345 стр. 55 (самостоятельно, самопроверка, ответы на доске).

— Кто не знает, как решать, подойдите ко мне.

(Со слабыми учащимися разобрать задачу, затем они ее решают в тетради.)

Решение:

Пусть 1 — весь объем бака.

(часть полного бака расходует один мотор за 1 ч.)

5/18 (частей полного бака расходует один мотор за 5 ч.)

(часть полного бака расходует второй мотор за 1 ч.)

7/12 (частей полного бака расходует второй мотор за 7 ч.)

(частей полного бака расходуют оба мотора, работая одновременно.)

(Ответ: 31/36 частей.)

3. Пока одни решают предыдущую задачу, остальные решают самостоятельно № 339 стр. 54.

Решение:

– всего овощей.

– осталось.

(Ответ: 0,33 т.)

IX. Повторение изученного материала

1. Назовите порядок действий.

— Что интересного заметили? В чем сходство? В чем различие?

2. № 348 стр. 55 (самостоятельно).

— Что значит 0,72? (0,7 · 0,7)

— Что значит 33? (3 · 3 · 3)

(Ответ: 0,13; 9,5; 2; 2600.)

X. Самостоятельная работа (10 мин)

Вариант I

1. Выполните действие:

2. Купленную муку высыпали в 2 пакета. В первый пакет высыпали 3/4 кг, а во второй — на 1/8 кг меньше. Какова масса всей купленной муки?

3. Выполните действие:

4. Решите уравнение:

5. Упростите выражение и найдите его значение при n = 2; n = 11; n = 88.

Вариант II

1. Выполните действие:

2. Купили молотый кофе и кофе в зернах. В зернах купили 3/8 кг, а молотого – на 1/8 кг меньше. Сколько килограммов всего купили кофе?

3. Выполните действие:

4. Решите уравнение:

5. Упростите выражение и найдите его значение при n = 2; n = 15; n = 90.

XI. Подведение итогов урока

— Сложите дроби:

— Выполните действие:

Домашнее задание

№ 366, 368 стр. 58; № 373 (б), 374 (б) стр. 59. По желанию № 350 стр. 56.

Дополнительный материал

Задача Египта

У 7 лиц по 7 кошек, каждая кошка съедает но 7 мышей, каждая мышь съедает по 7 колосьев, из каждого колоска может вырасти по 7 мер яч