Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца.
Оборудование: таблица «Сердце», модель торса человека, разборные модели сердца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы по количеству учащихся, портрет В. Гарвея.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Индивидуальная работа по карточкам
Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-Х) и зашифруйте их:
Недостаточность лейкоцитов. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина. Недостаточность тромбоцитов. Образование антител. Образование фибрина, свертывание крови. Защитная реакция организма, предохра няющая его от потери крови. Причины малокровия. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ. Условие предотвращения малокровия.
|
Иммунитет.
Фагоцитоз.
Нарушение функции красного костного мозга.
Нарушение функции желтого костного мозга.
Способ уничтожения бактерий в организме.
Одна из причин несвертываемости крови.
Невосприимчивость организма к инфекциям.
Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.
Проявления нарушения постоянства состава крови.
Ответы. I – 5; II – 2, 9; III – 4; 7; 8; IV- 7; V- 6; VI – 8; VII – 3; VIII – 7; IX – 9; X – 1; 2; 3.
Работа с классом.
Понятийный диктант. На доске написаны термины по теме «Кровь». Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Плазма. Гомеостаз. Фибриноген. Фибрин. Донор. Реципиент. Физиологический раствор. Гемоглобин. Оксигемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Воспаление. Иммунитет. Малокровие. Внутренняя среда организма. Тканевая жидкость. Кровяная сыворотка.
Дайте определения этим понятиям.
Изучение новой темы
Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Ра-
зум и Сила. Наука, не закрывая их, – впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль Сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце
это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с. одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будем Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх.
Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Разум. «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?
Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нёе в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.
За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь[1].
Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.
Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведст свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
Используя свои знания, полученные при изучении раздела «Животные», назовите органы кровеносной системы.
А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица из курса общей биологии «Ароморфоз у животных»).
Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Учитель дополняет ответы учащихся.
Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совершенствовалось. У типичного представителя бесчерепных – ланцетника – роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, играет сосуд – брюшная аорта.
У рыб появилось двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления и интенсификацию кровотока, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.
Сердце земноводных по сравнению с рыбами усложнилось. Оно трехкамерное, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. При одновременном сокращении предсердий кровь поступает в единственный желудочек лягушки, но мало смешивается в нем, так как желудочек содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В результате в правой половине желудочка оказывается смешанная кровь, довольно бедная кислородом, а в левой – богатая кислородом. Кроме того, у земноводных существует целая система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (мозг получает кровь, богатую кислородом, а легкие – бедную кислородом). •
Сердце у большинства пресмыкающихся трехкамерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. В связи с этим кровь там может смешиваться, и у пресмыкающихся сохраняется возможность перераспределения крови в сердце и регуляции поступления больших или меньших ее количеств в разные сосуды. В ходе дальнейшей эволюции сердце становится четырехкамерным.
Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне («теплокровность»).
Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение сердца» с. 60 и рис. 38-39, с. 61 (Уч. Б.) (с. 81 – Уч.Д.; с. 111 – Уч. К.). Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.
При изучении сердца рекомендуется использовать разборную объемную модель сердца, выполненную в натуральную величину. Наряду с моделью целесообразно продемонстрировать и торс человека, показать расположение сердца в теле человека. Наряду с моделями можно использовать демонстрационные таблицы или заготовленных рисунков, на которых отсутствуют обозначения.