Урок 33. Органы кровообращения: строение сердца

0
772
фотошоп

Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее зна­чении, о строении сердца.

Оборудование: таблица «Сердце», модель торса человека, разборные модели серд­ца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы по количеству учащих­ся, портрет В. Гарвея.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа по карточкам

Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-Х) и зашиф­руйте их:

Недостаточность лейкоцитов.

Недостаточность эритроцитов, гемог­лобина.

Недостаточность тромбоцитов.

Образование антител.

Образование фибрина, свертывание крови.

Защитная реакция организма, предохра­

няющая его от потери крови.

Причины малокровия.

Способы защиты организма от болез­нетворных микроорганизмов и чуже­родных веществ.

Единый защитный механизм организ­ма от инфекционных заболеваний, чу­жеродных веществ.

Условие предотвращения малокровия.

Образование гемоглобина, эритроци­тов.

Иммунитет.

Фагоцитоз.

Нарушение функции красного костного мозга.

Нарушение функции желтого костного мозга.

Способ уничтожения бактерий в орга­низме.

Одна из причин несвертываемости крови.

Невосприимчивость организма к ин­фекциям.

Причина недостаточности эритроци­тов и лейкоцитов в крови.

Проявления нарушения постоянства состава крови.

Ответы. I – 5; II – 2, 9; III – 4; 7; 8; IV- 7; V- 6; VI – 8; VII – 3; VIII – 7; IX – 9; X – 1; 2; 3.

Работа с классом.

Понятийный диктант. На доске написаны термины по теме «Кровь». Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Плазма. Гомеостаз. Фибриноген. Фиб­рин. Донор. Реципиент. Физиологический раствор. Гемоглобин. Оксигемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Воспаление. Иммунитет. Малокровие. Внутренняя среда ор­ганизма. Тканевая жидкость. Кровяная сыворотка.

Дайте определения этим понятиям.

Изучение новой темы

Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Ра-

зум и Сила. Наука, не закрывая их, – впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль Сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.

Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного тру­да не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, ува­жать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце

это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с. одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелите­лем для всех будем Сердце.

Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым тво­им решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх.

Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Разум. «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в лю­бом органе, но и указывает путь каждому из них?

Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нёе в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь[1].

Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. Ис­тория науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Ви­льяма Гарвея ведст свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

Используя свои знания, полученные при изучении раздела «Животные», назовите органы кровеносной системы.

А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите вни­мание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица из курса общей биологии «Ароморфоз у живот­ных»).

Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкаю­щихся, птиц и млекопитающих.

Учитель дополняет ответы учащихся.

Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совер­шенствовалось. У типичного представителя бесчерепных – ланцетника – роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, играет сосуд – брюшная аорта.

У рыб появилось двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления и интенсифи­кацию кровотока, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятель­ности.

Сердце земноводных по сравнению с рыбами усложнилось. Оно трехкамерное, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. При одновременном сокра­щении предсердий кровь поступает в единственный желудочек лягушки, но мало смешивается в нем, так как желудочек содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В результате в правой половине желудочка оказывается сме­шанная кровь, довольно бедная кислородом, а в левой – богатая кислородом. Кро­ме того, у земноводных существует целая система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (мозг получает кровь, богатую кислородом, а легкие – бедную кислородом). •

Сердце у большинства пресмыкающихся трехкамерное: два предсердия и желу­дочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. В связи с этим кровь там может смешиваться, и у пресмыкающихся сохраняется возможность перераспределения крови в сердце и регуляции поступления больших или меньших ее количеств в разные сосуды. В ходе дальнейшей эволюции сердце становится че­тырехкамерным.

Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне («теплокровность»).

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насо­сом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перека­чивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особеннос­тями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение сердца» с. 60 и рис. 38-39, с. 61 (Уч. Б.) (с. 81 – Уч.Д.; с. 111 – Уч. К.). Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.

При изучении сердца рекомендуется использовать разборную объемную модель сердца, выполненную в натуральную величину. Наряду с моделью целесообразно продемонстрировать и торс человека, показать расположение сердца в теле челове­ка. Наряду с моделями можно использовать демонстрационные таблицы или заго­товленных рисунков, на которых отсутствуют обозначения.