Урок 33. Химическая промышленность

0
747

Цели: Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономике России. Раскрыть особенности размещения химической промышленно­сти. Формировать умение составлять схему межотраслевых связей химической про­мышленности, анализировать карту химической промышленности.

Оборудование: Карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырье».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумы­вание вопроса 2 минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При непра­вильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку име­ет право сосед по парте.

Вопросы на карточках:

Почему в Липецке находится крупный центр черной металлургии? (Липецк нахо­дится в районе добычи железной руды КМА (Курская магнитная аномалия)).

Около города Череповца отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Одна­ко здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Поче­му? (Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна, комбинат построен на потоках руды и угля. При строительстве комбината у сырья или у топлива увеличилась бы стоимость металла, так как зарплата работников на Севере выше в 2-3 раза.)

Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производ­ство энергоемкое, поэтому размещается у источника дешевой энергии – Вол­гоградской ГЭС.)

Укажите основные цеха завода черной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный.)


Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)

Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена же­лезная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации.)

Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство – энергоемкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии. В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС.)

Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и из Ка­захстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)

Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите еще пример центра этой отрасли, расположенного в этой же металлургической базе. (Это центры медной промышленности примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к. это города Уральской металлургической базы.)

Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол – электрометаллургическое, у сырья; Реведа – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвоицы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – черная металлургия, у сырья.)

Изучение нового материала

Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной (см. следующий урок). Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангард­ной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

Задание:

Химическая промышленность отличается oi других отраслей рядом особенно­стей. Самостоятельно работая с текстом учебника (уч. Д., с. 144; уч. А., с. 146), выявите 3 особенности химической промышленности. (I. Химическая промыш­ленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позво­ляют экономить сырье и труд людей; 2. Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья; 3. Химическая промыиаен- ность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разно­образной продукции.)

После обсуждения результатов этого этапа работы учитель организует второй этап – определение факторов размещения предприятий и их географии.

Задание:

Работая с текстом учебника (уч. А., с. 146-147, карта рис. 43; уч. Д., с. 145-148, рис. 47, табл. 33; карта атласа «Химическая промышленность»), заполните таблицу «Химическая промышленность»:

Основные базы химической промышленности России:

Северо-Европейская

Центральная

Урало-Поволжская

Сибирская.

Работая с картой, рис. 48, с. 149, уч. Д., и текстом учебника определите:

Какое сырье имеет данная база?

Какие отрасли здесь представлены?

Какие проблемы имеет база?

Необходимо выявить базы, богатые или бедные природными ресурсами; базы, имеющие крупные химические комплексы; наиболее перспективные базы, а также базы, имеющие экологические проблемы.

Работу можно дать на группу из 4 человек. Каждый ученик работает с одной хи­мической базой, а затем в группе обсуждаются результаты.

Домашнее задание

По уч. Д.: §28-29;

По уч. А.: §32, с. 146-148.

Опережающее задание

Подготовить сообщение о промышленных лесах России.