УРОК 32. БУКВЫ О И А В КОРНЕ -ГОР- – -ГАР-

0
451

1. Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

2) Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно.

К а р т о ч к а 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение.

3) Конкурс «запоминалок».

– А вот «запоминалка» на другие корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса: Ира не хочет быть Ерой.

– Как вы думаете, для каких корней она подойдет?

4) Вставьте пропущенные буквы.

Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение.

2. Объяснение нового материала.

– Какой загадочный корень встречается в этих пословицах?

1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит.

2) Огонь тушат, пока не разг..релся.

3) От искры сыр-бор заг..релся.

4) От копеечной свечи Москва заг..релась.

– Найдите его в схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило. Сравните его с правилом в учебнике (с. 64)

– Вставьте пропущенные гласные.

– Обратите внимание на остальные корни в первом столбике.

– Во всех ли корнях под ударением нужно писать А?

– Чтобы не запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово-двойник, где гласная будет под ударением. Например, заг?релся – ударение на корень не падает. Подбираем слово-двойник с ударением в корне – загар. Значит, в этом корне А пишется под ударением. В слове заг?релся пишем О.

3. Лингвистическая разминка.

– Докажите, что данные слова не одного корня: разорить – оз..рить.

– Вставьте пропущенную букву, объясните свой выбор.

4. Самостоятельная работа.

1-й в а р и а н т – упражнение 140.

2-й в а р и а н т – упражнение 141.

5. Упражнение 142 (комментированное письмо).

6. Итог урока.

– Какое слово может служить «шпаргалкой» при выборе гласной в корне -гар--гор-? Обоснуйте.

Домашнее задание: упражнение 150; составить 10 тезисов по орфограмме «Чередующиеся гласные в корне слова», пять из которых будут неверными.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь