Урок № 32 (3 класс)
Задачи. Напомнить ученикам о значении лыжной подготовки, требованиях к одежде, обуви и лыжному инвентарю. Познакомить с требованиями программы по лыжной подготовке. Дать задание на каникулы.
Беседа.
О значении лыжной подготовки, о требованиях к одежде, обуви и лыжному инвентарю (см. 2 класс, урок 32).
Познакомить детей с правилами ухода за лыжами. Лыжи хорошо скользят и долго служат, если их скользящая поверхность гладкая (показать лыжи с гладкой и исцарапанной скользящей поверхностью). Дерево, из которого сделаны лыжи, состоит из волокон. Если между волокнами попадет вода и там замерзнет, то она раздерет древесные волокна (при замерзании вода расширяется) и дерево на лыжах размочалится, скользящая поверхность будет неровной. Для того чтобы влага не проникла в древесину, лыжи надо сразу после катания очищать от снега, а перед прогулкой смазывать лыжной мазью. Так как для этого надо прогреть лыжи на огне или паяльной лампой, то делать это следует только в присутствии взрослых, под их руководством и с их помощью.
Натирать лыжи мазью должны уметь все ученики. Для этого скользящую поверхность лыж надо очистить от грязи и старой смазки, затем, натерев мазью (она должна соответствовать температуре воздуха), тщательно растереть пробкой. Слой мази должен быть ровным и очень тонким (показать, как мазь наносится на лыжи и растирается пробкой).
Если на лыжах есть весовой прогиб, то вес лыжника распределяется по лыже равномерно, что улучшает скольжение; если же нет прогиба, то вес лыжника приходится только на среднюю часть лыж. Такие лыжи скользят плохо (показать лыжи с весовым прогибом и плоские — без прогиба).
Для того чтобы прогиб не пропал, лыжи надо хранить с распоркой. Для этого лыжи нужно сложить скользящими поверхностями, связать их у носкового изгиба и пяток веревочками (или скрепить специальными крепежными устройствами), а между грузовыми площадками, ближе к пятке, поставить распорку — чурку высотой 4-6 см (показать лыжи с распоркой).
Сообщить зачетные требования: передвижение на лыжах попеременным двух-шажным ходом; спуски с горы в высокой, основной и низкой стойках; подъем в гору лесенкой, передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью.
Построить класс в шеренгу. Показать имитацию попеременного двухшажного хода. Обратить внимание на скольжение на одной опорной ноге, на подседание перед отталкиванием. Проделать вначале в шеренге, затем, повернув детей направо, в колонне по одному.
Задание на каникулы: подготовить лыжный инвентарь; ежедневно кататься на лыжах; учиться скользить поочередно то на одной, то на другой ноге.
На первый урок палки не приносить.
Провести игру по выбору детей.