Цели: ознакомить учащихся с понятиями семейный долг, брачный союз, нравственными основами брака и семьи; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, любовь, семья, семейный долг, брак), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль морали в жизни человека и общества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 66-68.
КАРТОЧКА № 66
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как мораль регулирует деятельность людей?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие 3 задами, по мнению философов, стоят перед моралью?
– Как, опираясь на гуманистические принципы, мораль оценивает поступки людей?
– Для чего людям нужна моральная оценка?
– Почему человеку необходимо оценивать свои поступки?
– Как мораль определяет характер деятельности людей?
– Чем моральное регулирование деятельности людей отличается от государственного регулирования?
– Почему общественное мнение очень важно для человека?
– Может ли общественное мнение быть темной силой? Приведите примеры из курса литературы.
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 67
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Докажите, что человек не раб обстоятельств.
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Почему в оценке деятельности человека может ошибаться большая часть общества?
– Какие качества личности позволяют человеку иметь свое собственное мнение, приспосабливать окружающий мир под себя?
– Должен ли человек стремиться к компромиссу между своими интересами и интересами общества?
– На что должен опираться человек, выступая против устаревших взглядов общества, мешающих его нормальному развитию?
– Что такое самоконтроль?
– Почему, критикуя самого себя, человек совершенствуется?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 68
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– В чем состоит воспитательная ропь морали?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое воспитание?
– Почему воспитание – процесс двусторонний?
– Как человек занимается самовоспитанием?
– Какое влияние на человека оказывают окружающие его люди?
– Чье влияние оказывается наиболее сипьным? Почему?
– Почему у морали свое особое положение в воспитательном процессе?
– Каким образом мораль ориентирует развитие личности?
– Почему, заботясь о себе, человек должен заботиться о других?
– Как гуманизм связан с воспитанием человека?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Продолжите:
• «Золотое правило… (нравственности (морали))»;
• «Категорический… (императив)»;
• «Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг… (который много знает)»;
• «Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к … (глупости)».
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе: отрывок из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». См. задание к уроку № 20.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 66-68, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Любовь и мораль.
2. Брак, семья и мораль.
3. Семейный долг.
Задача для учащихся: выяснить, зачем встречаются любовь и мораль. Бывает ли гармония противоположностей? Жениться легко, а быть женатым? Как мужчина может стать человеком?
1. Работа с литературным произведением
– Прочитайте и обсудите произведение И.С. Тургенева. Согласны ли вы с мнением автора. Почему?
Путь к любви
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх – даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги… но любовь – не деньги. [50, с. 361]
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 346-349) или учебник 2 (с. 110-116).
Задание для учащихся: на примере гармонии совпадений
и гармонии контрастов докажите, что любовь способна возвысить нашу мораль. Почему возникает чувство ревности?
3. Рассказ учителя о браке и семейном долге (в объеме учебника или с использованием дополнительного материала)
Задание для учащихся: почему люди вступают в брак? Как сохранить благополучие семьи?