Урок 31. Нравственные основы брака и семьи

0
345
информатика в школе

Цели: ознакомить учащихся с понятиями семейный долг, брач­ный союз, нравственными основами брака и семьи; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литерату­ру к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у уча­щихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, любовь, семья, семейный долг, брак), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль морали в жизни человека и общества»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 66-68.

КАРТОЧКА № 66

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как мораль регулирует деятельность людей?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какие 3 задами, по мнению философов, стоят перед моралью?

– Как, опираясь на гуманистические принципы, мораль оценивает поступки людей?

– Для чего людям нужна моральная оценка?

– Почему человеку необходимо оценивать свои поступки?

– Как мораль определяет характер деятельности людей?

– Чем моральное регулирование деятельности людей отличается от государственного регулирования?

– Почему общественное мнение очень важно для человека?

– Может ли общественное мнение быть темной силой? Приведите примеры из курса литературы.

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 67

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Докажите, что человек не раб обстоятельств.

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Почему в оценке деятельности человека может ошибаться большая часть общества?

– Какие качества личности позволяют человеку иметь свое собствен­ное мнение, приспосабливать окружающий мир под себя?

– Должен ли человек стремиться к компромиссу между своими ин­тересами и интересами общества?

– На что должен опираться человек, выступая против устаревших взглядов общества, мешающих его нормальному развитию?

– Что такое самоконтроль?

– Почему, критикуя самого себя, человек совершенствуется?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 68

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– В чем состоит воспитательная ропь морали?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое воспитание?

– Почему воспитание – процесс двусторонний?

– Как человек занимается самовоспитанием?

– Какое влияние на человека оказывают окружающие его люди?

– Чье влияние оказывается наиболее сипьным? Почему?

– Почему у морали свое особое положение в воспитательном про­цессе?

– Каким образом мораль ориентирует развитие личности?

– Почему, заботясь о себе, человек должен заботиться о других?

– Как гуманизм связан с воспитанием человека?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Продолжите:

«Золотое правило… (нравственности (морали))»;

• «Категорический… (императив)»;

• «Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг… (который много знает)»;

• «Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к … (глупости)».

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе: отры­вок из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». См. задание к уроку № 20.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 66-68, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Любовь и мораль.

2. Брак, семья и мораль.

3. Семейный долг.

Задача для учащихся: выяснить, зачем встречаются любовь и мораль. Бывает ли гармония противоположностей? Жениться легко, а быть женатым? Как мужчина может стать человеком?

1. Работа с литературным произведением

– Прочитайте и обсудите произведение И.С. Тургенева. Со­гласны ли вы с мнением автора. Почему?

Путь к любви

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх – даже презре­ние. Да, все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги… но любовь – не деньги. [50, с. 361]

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 346-349) или учебник 2 (с. 110-116).

Задание для учащихся: на примере гармонии совпадений

и гармонии контрастов докажите, что любовь способна возвысить нашу мораль. Почему возникает чувство ревности?

3. Рассказ учителя о браке и семейном долге (в объеме учеб­ника или с использованием дополнительного материала)

Задание для учащихся: почему люди вступают в брак? Как сохранить благополучие семьи?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь