Урок 3. Международные отношения. Политическая география и геополитика

0
808
информация

Цели: показать влияние международных отношений на политичес­кую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географи­ческого положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: поли гическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока: урок-диалог.

Ход урока

Проверка домашнего задания (взаимоопрос)

Задание по карте.

Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой прав­ления, унитарные государства.

Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой прав­ления, федеративные государства.

Географический тест (см. приложение).

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 – б); 2 — в); 3 – а); 4 – в); 5 — г); 6 — в); 7 — а); 8 – г); 9 – а); 10 – в); 11 – 1 в), 26), Зд), 4а), 5г); 12 – а), г); 13 – б), г); 14 — в), г).

Изучение нового материала

Политическая география и геополитика

Политическая география — пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии. Политическая география — наука

о территориальной дифференциации политических явлений и про­цессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, про­исходящие на политической карте мира: образование новых госу­дарств, изменение их государственного строя, границ, изменение в со­отношении сил политических, экономических, военных группиро­вок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, националь­ном составе населения и др.

Основным направлением политической географии является геопо­литика. Главной задачей её является исследование географии междуна­родных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы).


Политические взаимоотношения с другими государствами, тип го­сударственного строя, социальная структура общества, участие в полити­ческих блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «го­рячих точек».

Экономические (уровень жизни населения, уровень развития от­раслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, во­енные расходы и др.).

Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).

Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и рели­гиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Наибольшее значение имеют географические и политические фак­торы.

Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения. Вопросы мо­гут быть предложены заранее на предыдущем уроке в качестве домашне­го задания или на этом же уроке. Обсуждение вопросов может быть орга­низовано сначала в группе, а потом мнения групп обсуждены в классе. Возможно предложение вопросов для урока-диалога заранее на стенде «Готовимся к дискуссии».

Вопросы:

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос­сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас­тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

Почему Россия против расширения НАТО на восток?

Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности. {Отношениямежду Россией и США, странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)


Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать но­вую международную систему безопасности, основанную на коллегиаль­ном, а не на блоковом подходе.

Дополнительные материалы

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай — страна—ги­гант по численности населения (1 млрд 300 млн человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т.п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) – 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии – более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны За­падной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Па­кистан, Юго-Восточная Азия.

Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в со­ставе его 51 страна).

Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некото­рые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более

% за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

Дополнительный материал о НАТО

Организация Североатлантического договора — военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великоб­ритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Порту­галия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и


Турция, в 1955 г. – ФРГ, а в 1982 г. – Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвиди­рованы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организа­цию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего террито- риально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку ( ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения