Эпиграф к уроку:
Человеку требуется много, но он может обойтись малым.
Голландское изречение
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о потребностях человека и о роли ценностных ориентиров в жизни человека. Учащиеся должны знать, что:
нужда человека в чем-либо это есть потребность;
потребности человека зависят от условий, в которых живут люди, и от уровня развития хозяйства;
потребности лежат в основе направленности личности и побуждения ее поступков, стимулируют поведение;
американский психолог А. Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей.
Учащиеся должны понимать, что такое:
потребности;
иерархическая теория потребностей;
классификация потребностей;
ненасыщаемые потребности;
биологические потребности;
культурные потребности;
социальные потребности;
духовные потребности;
психогенные потребности.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл основных понятий;
характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия;
показывать связь между трудом и удовлетворением различных потребностей;
определять роль ценностных ориентиров в жизни человека.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Опрос.
Нарисовать на доске кластер «Отличие человека от других живых существ».
Записать на доске значение мышления и развития речи для жизни человека.
Доказать, что человек выделился из мира животных.
Объяснить, что такое самореализация человека и почему она возможна только в деятельности.
Изучение нового материала.
В сту п ите л ь н ая беседа.
Учитель обращается к классу с вопросом: «Что вам сейчас нужно? «Чего вы хотите?»
Учащиеся называют, учитель пишет на доске.
Как можно назвать все то, что записано, одним словом?
Потребности.
Так о чем мы будем говорить на уроке?
О потребностях.
Сформулируйте самостоятельно, что такое «потребности».
Потребности – это…
Обратите еще раз внимание на доску. Объедините слова в группы. Назовите эти группы. (Составляем кластер.)
Задание 1. Нарисуйте дерево своих собственных потребностей. (На ветвях дерева записываются потребности.) Посмотрите на список своих потребностей. Есть ли здесь те потребности, без которых можно обойтись? А те, без которых обойтись нельзя?
Задание 2. Проанализируйте высказывания известных людей. Выскажите свою собственную точку зрения.
«Что человеку ни дай – ему все мало. Но что у него ни отними — он проживет и без этого». (Константин Мелихан – писатель- сатирик.)
«Употребить нужного нельзя больше известного количества, но для роскоши нет пределов». (Лев Толстой.)
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (Махатма Ганди – индийский писатель, политический деятель.)
После того, как учащиеся выскажут свои точки зрения, учитель обращает внимание учащихся на то, что проблема человеческих потребностей рассматривается во многих общественных науках: истории, социологии, физиологии, экономике и т. д.
Лекция учителя.
В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.
Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.
Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:
Д. Н. Узнадзе – потребность как нужда;
В. Г. Лежнев – потребность как предмет удовлетворения нужды;
В. С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;
Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев – потребность как необходимость;
И. А. Джидарьян, П. А. Рудик – потребность как состояние напряжения;
И. Шванцер – потребность как системная реакция;
Б. Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным.
Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.
По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.
Схема 1
Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дискомфорта.
Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, равновесию и самозащите.
Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потребностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу – потребность в развитии, совершенствовании.
Приведите примеры удовлетворяемых потребностей и ненасыщаемых.
—————————— Схема 2
Функции потребностей |
Физиологическое и психологическое развитие человека, совершенствование его как личности определяет развитие, видоизменение и его потребностей.
Классификация потребностей
У. Макдауголл (1923 г.) – потребности как инстинкты:
пищедобывание;
сексуальность;
страх;
любознательность;
покровительство;
родительская опека;
общение;
самоутверждение;
подчинение;
гнев;
приобретательство;
страх;
комфорт;
отдых;
сон и т. д.
Неудовлетворение социальных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть духовную. JI. Мюррей выделяет психогенные потребности: в агрессии, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, привлечении внимании к себе и т. д. |
Физиологические потребности – самые насущные, самые сильные и неотложные из всех потребностей.
Потребность в безопасности – потребность в организации, стабильности, в защите, в свободе от страха, потребность в структуре, порядке.
Потребность принадлежности и любви выражается в стремлении человека принадлежать к какой-либо группе, в стремлении установить отношения привязанности с другими, потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с членами своей группы, в признании и приятии.
Потребность в уважении выражается в желании общественного признания со стороны окружающих, желании занять достойное место среди других и может являться одним из самых мощных стимулов, определяющих наши поступки.
Схема 4
Познавательные потребности реализуются:
а) через науку;
б) через искусство;
в) через религию;
г) через собственный социальный, этнический, профессиональный и др. опыт.
Потребность в самоактуализации проявляется в реализации своих целей, способностей, в стремлении человека к самовоплоще- нию, к актуализации заложенных в нем потенций, в самовыражении – в полном использовании своих возможностей, достижении целей, в личном росте.
Потребности могут быть:
а) потенциальными (которые собираются удовлетворить) и актуализированными;
б) общественными и личными (П. А. Рудик);
в) социально полезными и вредными, асоциальными;
г) в сочувствии и одобрении;
д) профессиональными, нравственными, политическими, правовыми, эстетическими, экологическими и др.;
е) теоретическими и практическими-,
ж) доминантными и недоминантными.
Ценности раскрывают особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры.
Что же значимо для человека?
Хотя ценности впрямую связаны с потребностями, они не сводятся к ним. Потребности изменчивы, а ценности неизменны и усваиваются индивидом в процессе его социализации.
Закрепление.
Задание 1. Сравните определения потребностей, данные различными науками.
Психология
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Социология
Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний победитель активности.
Философия
Потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности.