Урок 3 ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО?

0
631

Эпиграф к уроку:

Человеку требуется много, но он может обойтись малым.

Голландское изречение

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о потребностях человека и о роли ценностных ориентиров в жизни человека. Учащиеся должны знать, что:

нужда человека в чем-либо это есть потребность;

потребности человека зависят от условий, в которых живут люди, и от уровня развития хозяйства;

потребности лежат в основе направленности личности и по­буждения ее поступков, стимулируют поведение;

американский психолог А. Маслоу разработал иерархиче­скую теорию потребностей.

Учащиеся должны понимать, что такое:

потребности;

иерархическая теория потребностей;

классификация потребностей;

ненасыщаемые потребности;

биологические потребности;

культурные потребности;

социальные потребности;

духовные потребности;

психогенные потребности.

Учащиеся должны уметь:

объяснять смысл основных понятий;

характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия;

показывать связь между трудом и удовлетворением различ­ных потребностей;

определять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Опрос.

Нарисовать на доске кластер «Отличие человека от других живых существ».

Записать на доске значение мышления и развития речи для жизни человека.

Доказать, что человек выделился из мира животных.

Объяснить, что такое самореализация человека и почему она возможна только в деятельности.

Изучение нового материала.

В сту п ите л ь н ая беседа.

Учитель обращается к классу с вопросом: «Что вам сей­час нужно? «Чего вы хотите?»

Учащиеся называют, учитель пишет на доске.

Как можно назвать все то, что записано, одним словом?

Потребности.

Так о чем мы будем говорить на уроке?

О потребностях.

Сформулируйте самостоятельно, что такое «потребности».

Потребности – это…

Обратите еще раз внимание на доску. Объедините слова в группы. Назовите эти группы. (Составляем кластер.)

Задание 1. Нарисуйте дерево своих собственных потребно­стей. (На ветвях дерева записываются потребности.) Посмотрите на список своих потребностей. Есть ли здесь те потребности, без которых можно обойтись? А те, без которых обойтись нельзя?

Задание 2. Проанализируйте высказывания известных лю­дей. Выскажите свою собственную точку зрения.

«Что человеку ни дай – ему все мало. Но что у него ни отни­ми — он проживет и без этого». (Константин Мелихан – писатель- сатирик.)

«Употребить нужного нельзя больше известного количества, но для роскоши нет пределов». (Лев Толстой.)

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жад­ность». (Махатма Ганди – индийский писатель, политический деятель.)

После того, как учащиеся выскажут свои точки зрения, учитель обращает внимание учащихся на то, что проблема человеческих потребностей рассматрива­ется во многих общественных науках: истории, социологии, физиологии, эконо­мике и т. д.

Лекция учителя.

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В. Г. Лежнев – потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун – потребность как отсутствие блага, как цен­ность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик – потребность как состояние напряжения;

И. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие ме­жду реальным и необходимым, должным и сущным.

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

Схема 1

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дис­комфорта.

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, рав­новесию и самозащите.

Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потреб­ностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу – потребность в развитии, совершенствовании.

Приведите примеры удовлетворяемых потребностей и нена­сыщаемых.

—————————— Схема 2

Функции потребностей

Физиологическое и психологическое развитие человека, со­вершенствование его как личности определяет развитие, видоизме­нение и его потребностей.

Классификация потребностей

У. Макдауголл (1923 г.) – потребности как инстинкты:

пищедобывание;

сексуальность;

страх;

любознательность;

покровительство;

родительская опека;

общение;

самоутверждение;

подчинение;

гнев;

приобретательство;

страх;

комфорт;

отдых;

сон и т. д.

Неудовлетворение социальных потребностей не ведет к физи­ческой гибели человека, но вызывает смерть духовную.

JI. Мюррей выделяет психогенные потребности: в агрессии, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, при­влечении внимании к себе и т. д.

Физиологические потребности – самые насущные, самые сильные и неотложные из всех потребностей.

Потребность в безопасности – потребность в организации, стабильности, в защите, в свободе от страха, потребность в струк­туре, порядке.

Потребность принадлежности и любви выражается в стрем­лении человека принадлежать к какой-либо группе, в стремлении установить отношения привязанности с другими, потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с чле­нами своей группы, в признании и приятии.

Потребность в уважении выражается в желании обществен­ного признания со стороны окружающих, желании занять достой­ное место среди других и может являться одним из самых мощных стимулов, определяющих наши поступки.

Схема 4

Познавательные потребности реализуются:

а) через науку;

б) через искусство;

в) через религию;

г) через собственный социальный, этнический, профессиональ­ный и др. опыт.

Потребность в самоактуализации проявляется в реализации своих целей, способностей, в стремлении человека к самовоплоще- нию, к актуализации заложенных в нем потенций, в самовыраже­нии – в полном использовании своих возможностей, достижении целей, в личном росте.

Потребности могут быть:

а) потенциальными (которые собираются удовлетворить) и ак­туализированными;

б) общественными и личными (П. А. Рудик);

в) социально полезными и вредными, асоциальными;

г) в сочувствии и одобрении;

д) профессиональными, нравственными, политическими, пра­вовыми, эстетическими, экологическими и др.;

е) теоретическими и практическими-,

ж) доминантными и недоминантными.

Ценности раскрывают особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой дея­тельности, общества, культуры.

Что же значимо для человека?

Хотя ценности впрямую связаны с потребностями, они не сво­дятся к ним. Потребности изменчивы, а ценности неизменны и ус­ваиваются индивидом в процессе его социализации.

Закрепление.

Задание 1. Сравните определения потребностей, данные различными науками.

Психология

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и раз­вития, и выступающее источником его активности.

Социология

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний победитель активности.

Философия

Потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедея­тельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности.