Урок 29 Тема: «ДЕРЕВО». ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. ХАРАКТЕР ЛИНИЙ

0
463

Вид занятий: рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).

Цели и задачи: формирование умения чувствовать и опреде­лять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительно­сти и в изображении; анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределения светотени; освое­ние техники рисования тушью и палочкой; воспитание бережного отношения к природе, экологического мышления и поведения; зэхрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке; ук­репление межпредметных связей (литература, биология).

Оборудование урока: для учителя – листья разных де­ревьев (живые и из гербария: клен, береза, каштан и др.); фотогра­фии деревьев (лучше черно-белые); детские рисунки; для учащих­ся- тушь, перо, фломастеры, восковые мелки, пастель, уголь, тонированная бумага (можно черную бумагу под рисование белым цветом), мел.

Зрительный ряд: репродукции: А. Остроумова-Лебедева «Пруд в Павловске», И. Бродский «Опавшие листья», И. Левитан «Золотая осень», «Слободка», «Березовая роща», И. Шишкин «Насевере диком», «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Перед грозой», А. Савра­сов «Грачи прилетели», И. Грабарь «Февральская лазурь», К. Юон «Майское утро», пейзажи Н. Ромадина; методические таблицы «Как дерево растет», «Палитра осеннего леса».

Литературный ряд: Г. Скребицкий «Художник – осень», загадки о деревьях.

Музыкальный р я д: П. Чайковский цикл «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

С линией ребята уже встречались (см. уроки 5, 28), и опреде­ленные навыки работы линией у них уже есть; более того, они уже представляют себе великое разнообразие линией и умеют видеть, выделять линии в окружающей действительности. Теперь им надо осознать выразительные свойства линии, осмыслить линию как сильнейшее средство характеристики изображаемого объекта.

– О том, как прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художест­венные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему.

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:

– С помощью каких выразительных средств художник изобра­жает красоту земли? (Пятно, линия, штрих, силуэт, светотень.)

Что делает черно-белые картины «живыми» и выразитель­ными?

– Посмотрите вокруг, назовите предметы белого и черного цве­тов. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, яс­ное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отно­шению друг к другу противоположны, т. е. контрастны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

А вот что о черном и белом цветах говорят русские пого­ворки и пословицы (см. урок 5).

– А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега, а отсутствие листвы позволяет рас­смотреть строение ветвей и кроны.)

Какие деревья бывают по характеру силуэта, ветвей, листьев? (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб – мощ­ный, толстый, ветвистый, корявый в старости; ива – поникшая, «длинноволосая», гибкая и густая.)

Загадки и стихотворения:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Красные кораллы

Осенью надела. (Рябина.)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза.)

Ствол белеет,

Шапка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (Берёза.)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт!

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём! (Лес.)

Раскидистый, могучий

Поднялся к самой туче. (Дуб.)

БЕРЁЗА

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесётся,

Прильнёт ли болотная мгла, –

Дождинки стряхнув, улыбнётся

Берёза – и вновь весела.

Наряд ее лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы,

И так её дни хороши,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.

Вс. Рождественский

По таблице «Как дерево растет» объясняем зависимость распо­ложения ветвей и характера силуэта от породы дерева.

Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму.

Выбор того или иного приема в рисунке и в живописи диктует­ся формой и строением дерева и его частей, а также художествен­ным замыслом.

Справка. Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графи­кой называют рисунки, выполненные карандашом, тушью, и гравюры на бумаге. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета краски и белого – бумаги. Цвет тоже может использоваться в графике, но не так смело, как в живописи (где он главенствует). Рисунки, наброски, станковая графи­ка, книжная графика, прикладная (открытки, визитки, рекламки), плакат- все это разнообразный мир графики.

Штрих короткая линия, выполненная одним движением руки (и графиче­ского материала). В зависимости от направления линий штрихи могут быть раз­ными. Прием работы штрихом называется штриховкой. Чем выполняется штри­ховка? Карандашом, углем, тушью, пастелью, пером и др.

– Какими бывают линии? (Прямые, толстые и тонкие, исче­зающие, волнистые, зигзагообразные, спираль, ломаная и т. п.)

Линия образует контур предметов на бумаге, рисунке, она длиннее штриха.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить ветки (или лучше дерево) с определен­ным характером и настроением (индивидуально или по два челове­ка) по памяти и впечатлению.

При рисовании нежных или могучих веток создавать разные фактуры, линии острым краем, плоскостью палочки (угля, сангины, карандаша, мела). Можно показать слайды или большие рисунки. Для наглядности можно обратить внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета.

Этапы выполнения рисунка ветки:

1) Необходимо схематически передать общий облик дерева: отметить его высоту, положение ствола и массу кро

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь