Цели урока: сформировать знания о составе крови и ее функциях, роли свертывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливания крови, раскрыть материал о необходимости сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.
Оборудование: Таблицы «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани», диафильм «Строение и функции крови».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Запишите, что обозначено на рисунке цифрами 1-3, светлыми и темными стрелками.
Раскройте содержание рисунка.
Изобразите в виде схемы отношения между кровью, межклеточной (тканевой) жидкостью и лимфой.
Ответьте на вопросы.
Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?
Какая жидкость выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек?
Изобразите схему образования внутренней среды организма, обозначьте стрелками движение ее составных частей и подпишите их.
Изучение новой темы
Сопоставьте два факта:
Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:
а) почему человек без крови погибает;
б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
В ходе беседы подводим учащихся к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т. д.
Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?
Учитель обращает внимание ребят на доску, где представлен опорный конспект.
Итак, общее количество крови в организме человека равно 7 % его веса, по объему эго около 5-6 л у взрослого человека и около Злу подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови и нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами — клетками крови: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами.
Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Выполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Например, разрушение состарившихся и поврежденных эритроцитов происходит в печени и селезенки. Общий объем его у взрослого равен 1500 см3.
В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90 % плазмы составляет вода, и только 10 % ее приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки (альбумины, глобулины и фибриноген), жиры и углеводы, металлы и галоиды – все элементы таблицы Менделеева, соли, щелочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.
Каждое из этих веществ имеет определенное и важное значение.
Белки – «строительный материал» нашего организма. Они участвуют в процессах свертывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образуют иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма. Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определенное количество воды, что важно для уравновешенного распределения жидкости между кровью и тканями. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах, препятствует оседанию эритроцитов.
Жиры и углеводы – источники энергии. Соли, щелочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.
Суммарная концентрация минеральных солей, белков, глюкозы, мочевины и других веществ, растворенных в плазме, создает осмотическое давление.
Явления осмоса возникают везде, где имеются два раствора различной концентрации, разделенные полунепроницаемой мембраной, через которую легко проходит растворитель (вода), но не проходят молекулы растворенного вещества. В этих условиях растворитель движется в сторону раствора с большой концентрацией растворенного вещества.
Благодаря осмотическому давлению происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканью. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма. Мембраны многих клеток, в том числе и клеток крови, тоже является полупроницаемыми. Поэтому при помещении эритроцитов в растворы с различной концентрацией солей, а, следовательно, и с разным осмотическим давлением в них происходят серьезные изменения.
Солевой раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как плазма крови, называют изотоническим раствором. Для человека изотоничен 0,9 % раствор поваренной соли.
Солевой раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови, называют гипертоническим’, если осмотическое давление ниже, чем в плазме крови, то такой раствор называют гипотоническим.
Гипертонический раствор (10% раствор NaCl) применяют при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу, на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, и в результате рана скорее очистится и заживет.
Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, то при погружении эритроцитов в гипотонический раствор вода, по законам осмоса, интенсивно начинает проникать внутрь клеток. Эритроциты набухают, их оболочки разрываются, и содержимое поступает в раствор.
Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей в плазме крови. Чрезвычайно важен и качественный состав этих солей. Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, то же произойдет при избытке солей калия.
Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазму, называют физиологическими растворами. Они различны для разных животных. Такие жидкости используют для поддержания жизнедеятельности изолированных от тела органов, а также как заменители крови при кровопо- терях.
Как же борется организм человека с кровотечениями?
В процессе свертывания крови, т. е. в образовании сгустка, закупоривающего отверстие в поврежденном сосуде, активное участие принимают тромбоциты – кровяные пластинки. Свое название тромбоциты получили от греч. «тромбос» – «пробка, затычка, сгусток крови», «цитос» – «клетка», дословный перевод – «клетки, образующие сгусток крови».
А о том, как происходит сложный процесс свертывания, слушаем сообщение. По ходу сообщения вам предстоит дополнить-опорную схему.
Дополнительная литература:
Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 1. – М.: Изд-во Эксмо, 2003 г.
Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 – М.: «Педагогика», 1975 г.
Закрепление изученного материала
Учащиеся предлагают свои дополнения к опорной схеме, дополненную схему перечерчивают в тетрадь.
V. Домашнее задание
Уч. Б.: § 15, с. 42, правый столбец; § 16 – кроме статьи «Переливание крови. Группы крови». Работа с опорной схемой (уметь рассказывать по опорной схеме), знать термины.
Уч. К.: § 17.
Уч. Д.: § 14.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения на тему «Что такое гемоглобин?»