Урок 29 Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА» Анализ 7–8-й глав

0
786
история

Урок 29 Н. В. Гоголь. «Тарас бульба» Анализ 7–8-й глав

Цели: совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать умения делать выводы и обобщения; формировать чувство патриотизма, национального самосознания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме (анализ 7-й гл.).

Аналитическая беседа по вопросам.

Задание. Зачитать последние строчки – гл. 7 (с. 177).

– Каким авторским чувством проникнуты эти строки? (Сожаление.)

– Как мы относимся к поступку Андрия?

– Что же еще случилось этой ночью в лагере запорожцев? (I ч., с. 177. «… половина войска перебита, а другая перевязана (взята в плен)…».)

– Какова причина? (Беспечность.)

– Какое решение принимает Кокубенко? (Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.)

Задание. Выбрать реплики казаков и ляхов. («А красные жупаны (верхняя одежда поляков и …). Да уж и не сказали…)

– Почему не сказали?

– Остап – куренной атаман. Почему казаки выбрали именно его? («Лучше не можно поставить… разум у него, как у старого человека».)

– Какое чувство испытывал Тарас, увидев Остапа с атаманской палицей? (I ч., с. 184. «Вишь ты какой… оказанную сыну».)

– Какая дума не покидала Тараса? («…Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий… и шел перед полком».)

Вывод. Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же – несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев.

III. Подведение итогов урока.

– Какая весть всполошила весь казацкий лагерь? (Татары напали на Сечь, забрали весь скарб (имущество). Одних казаков перебили, других увели в плен.)

– Что предлагает кошевой атаман Кокубенко? («…не терять, товарищи, времени и гнаться за татарами».)

– Почему Бульба не согласен с таким решением? («Ты позабыл… захваченные ляхами?… Что ж за казак. Один остаюсь!» С. 186 (внизу).)

Задание. зачитать строки о казаке Бовдюге. (I ч., с. 187. «Тогда вышел вперед… что скажет Бовдюг».)

– Каков его совет? («Первый долг и первая честь казака – соблюсти товарищество…» Разделиться на две части. «Все согласны!» (I ч., с. 188.)

Задание. прощание казаков. (I ч., с. 190.)

– Как чувствовали себя казаки? (I ч., с. 190.)

Вывод. Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию.

Домашнее задание: подобрать материал для характеристик героев повести (Т. Бульбы, Остапа, Андрия).