Урок 28 Тема: ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ

0
469
информатика

Вид занятий: графическое изображение весеннего лесного пейзажа.

Цели и задачи: формирование умения чувствовать и опреде­лять красоту линий как средства художественной выразительности,

использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепле­ние умения передавать свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков пользования линейкой; укре­пление межпредметных связей (математика).

Оборудование урока: карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные мелки (как подмалевок используются рабо­ты с изображением весенней земли, можно работать гуашью на чистом листе, но создавать линейное изображение, а не живопис­ное), уголь, тонированная бумага (можно черную бумагу, под мел белый, пастель).

Литературный ряд:М. Пришвин «Лесной ручей», загад­ки, стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: А. Аренский «Лесной ручей», «Пре­людия»; Э. Григ «Весной».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа о средствах рисунка.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из сти­хов и рассказов, слушая музыкальные произведения и всматрива­ясь в картины художников. Но поэт, музыкант и художник воспе­вают мир, природу каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.

Слово «графика» – производное от греческого «графо» («чер­чу», «пишу», «рисую»). Линия, штрих и тон стали основными изо­бразительными и выразительными средствами графики.

Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.

Штрих – это короткий след пера или карандаша, он приобре­тает значение вместе с другими штрихами, создавая тон, пятно.

Линия это след более протяженный. Это один из самых глав­ных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения.

Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает гра­фический образ. В силу доступности материально-изобразительныхредств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получили массовое распространение (осо­бенно с XIV века, в Европе – с изобретением книгопечатания, а на Востоке – и еще раньше).

Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике сложились отдельные виды и жанры:

– станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах);

– книжная;

– плакат;

– промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.);

– газетно-журнальная;

– учебно-оформительская (обслуживает учебно-воспитатель­ный процесс: карты, графики, наглядные пособия, наглядная аги­тация).

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными, светотеневыми, тоновыми (тональный, силуэт).

Силуэт – простейший вид тонового рисунка – контурный ри­сунок, заполненный одним ровным тоном.

Самое темное у художника – это карандаш, самое светлое – бу­мага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.

III. Графические упражнения. Этапы выполнения упражнений:

1) Лист расположить горизонталь­но (рис. 1):

а) делим его пополам линией свер­ху вниз;

1

5

9

13

2

6

10

3

7

11

4

8

12

б) еще раз делим пополам образо­вавшиеся прямоугольники вертикаль­ными линиями.

2) В прямоугольнике 1 (см. рис. 2 на с. 121) штриховку наносим в виде сетки линиями, идущими в противопо­ложном направлении, образовывая мелкую прямоугольную клетку. Заполняем весь квадрат (линии доводим до сторон прямоугольника). Рас­стояние между линиями одинако­вое.

3) В прямоугольнике 2 (рис. 3) рисуем волнистые линии (волны и расстояние между ними одинако­вые).

4) В прямоугольнике 3 (рис. 4) линии зигзагообразные.

5) В прямоугольнике 4 (рис. 5) рисуем линии наклонные или точки.

6) В прямоугольнике 5 (рис. 6) рисуем линии по кругу от центра и концентрические окружности.

7) В прямоугольнике 6 (рис. 7) рисуем спирали. 8) В прямоугольнике 7 (рис. 8) рисуем линии вначале толстые, в полную силу, а в конце – еле вид­ные.

9) В прямоугольнике 8 (рис. 9) рисуем снежинку или много снежи­нок.

Рис. 9

Мы заполнили две левые полосы.

Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа – вторая). Здесь мы работаем или черной и белой гуашью, акварелью либо графическими материалами (карандаш, уголь, фломастер и т. п.).

10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской.

11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым.

12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного (в соотношении 1:2).

13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого (соотношение 1:2).

Получится растяжка от черного к белому, через серые.

14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какой-нибудь сюжетный рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.

– Ребята, а чт

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь