Урок 28 СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

0
238
хакер

Эпиграф к уроку:

Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга.

Федор Тютчев

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о том, что ме­жду поколениями существует тесная связь.

Учащиеся должны знать, что:

1) каждый человек – современник какой-либо эпохи;

2) одно поколение отличается от другого;

3) смена поколений – не зависящий от нас объективный фактор общественного прогресса;

4) расхождения между старшими и младшими связаны с воз­растом;

5) возможности одни и опыт других помогают устанавливать истинную связь поколений.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) Конвенция;

2) права ребенка;

3) поколение;

4) возрастная когорта.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять основные понятия;

2) характеризовать причины проблемы «отцов и детей».

3) называть важнейшие права ребенка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Опрос.

1) Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?

2) Какое значение имеют национальные традиции?

3) Докажите, что все народы заинтересованы в сотрудничестве.

4) В чем опасность межнациональных конфликтов? Как их пре­дотвратить?

2. Тест.

1) Историческая общность людей, складывающаяся в ходе фор­мирования общности их территории, экономических связей, лите­ратурного языка, некоторых особенностей культуры и характера:

а) этнос;

б) популяция;

в) нация.

2) Исторически возникший вид устойчивой социальной группи­ровки людей, представленный племенем, народностью, нацией – это:

а) этнос,

б) община;

в) класс.

3) Как называется совокупность отношений между народами на различных этапах исторического развития:

а) национальный вопрос,

б) социальные отношения;

в) политические отношения?

4) Как называется наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расслое­ния и взаимоотношений:

а) этногеография;

б) этнография;

в) этногенез?

5) Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:

а) национализм’,

6) расизм;

в) апартеид?

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Что такое поколение?

2. «Отцы и дети».

3. Детство – особый период.

Задание 1. Проанализируйте высказывания, выскажите свое суждение по поводу прочитанного.

1) «Люди не понимают обезьян. Это столкновение поколений». (Нинус Нестерович – сербский автор.)

2) «Каждое поколение считает себя более умным, чем преды­дущее, и более мудрым, чем последующее». (Джордж Оруэлл – английский писатель.)

3) «Спором поколений обычно называются вздорные препира­тельства юношеских безумств со старческим слабоумием». (Вла­димир Шайхер – российский писатель.)

4) «Старые люди всему верят, люди средних лет во всем сомне­ваются, а молодые все знают». (Марти Ларни – финский писатель.)

5) «Развалины мы можем понимать только тогда, когда сами обратимся в развалины». (Генрих Гейне – немецкий поэт.)

б) «В юности люди кажутся себе талантливыми, и эта кажи­мость позволяет им думать, что ими управляют бездарности». (Максим Горький.)

7) «Молодежь проницательна и неподкупна. Она образует еди­ный фронт против взрослых. Она не знает сентиментальности; к ней можно приблизиться; но влиться в ее ряды нельзя». (Эрих Ре­марк — немецкий писатель.)

Задание 2. Запишите слова-ассоциации к слову «поколение».

Задание 3. Вспомните литературного героя Базарова. Поче­му произведение Тургенева называется «Отцы и дети»? В чем про­блема «отцов и детей»?

Слово учителя.

В современном мире юноши и девушки физически взрослеют достаточно рано, но это не означает, что они являются сформиро­вавшимися личностями.

Личность – представитель общества, человек, обладающий сознанием, самосознанием и имеющий свою позицию по отноше­нию к окружающему миру и оказывающий активное воздействие на него.

Человек становится личностью в той мере, в какой его поступ­ки соответствуют требованиям общества.

Сформировавшуюся личность характеризуют следующие каче­ства:

а) способность поступиться некоторыми личными интересами, стремиться к общему благу;

б) умение управлять собственным поведением, определять цели и принципы своей деятельности;

в) умение признавать собственные ошибки и изменяться;

г) активная жизненная позиция, проявляющаяся в творчестве, волевых поступках и общении.

Процессу становления личности способствует воспитание. Де­ти обижаются на взрослых за их вечные придирки, подсказки, со­веты, требования. Многие хотят поскорее вырасти, чтобы изба­виться от опеки взрослых. Но прежде чем человек станет полно­правным членом общества, он должен усвоить определенные правила и нормы, овладеть разными видами деятельности.

В своем развитии человек проходит несколько этапов:

• детство;

• подростковый возраст;

• юношество;

• зрелость;

• старость.

– Охарактеризуйте каждый из этапов. (Эта работа организу­ется в группах). Сравните черты, которые вы выделили, с теми чертами, о которых я вам сейчас расскажу.

Возрастные этапы жизни

В своем развитии человек проходит несколько этапов: детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость. Каждому из них соответствуют свои характерные черты и особенности.

С рождения человек вступает в пору детства (до 14 лет). Этот период называют самым беззаботным в жизни — родители решают все возникающие проблемы, кормят, одевают, покупают подарки и игрушки. Однако именно в детстве человек начинает формировать­ся как личность, узнавать правила жизни среди людей, оценивать свои поступки, а иногда и отвечать за них. Характер, привычки, манера поведения во многом закладываются в это время. Внутри детского периода, в свою очередь, можно выделить несколько сту­пеней: раннее детство (от момента рождения до появления разго­ворной речи), дошкольный возраст и школьные годы.

Еще в детстве мы учимся взрослой жизни: в возрасте от 1 до

3 лет ребенок имитирует поведение старших без его понимания, в 3—4 года дети в игре начинают разбираться в поступках окружаю­щих, а с 4 лет они начинают ставить себя на место других и взаи­модействовать с ними. Начало школьных лет сопровождается по­явлением более серьезных обязанностей, переходом от беззаботно­сти к умению ощущать свою ответственность. Человек узнает много нового об окружающем мире, становится более самостоятель­ным, начинает отрываться от ежечасной опеки родителей.

Иногда подростковый возраст (14-18 лет) также относят к дет­ству, но мы будем рассматривать его как особый этап в формиро­вании личности. Этот период жизни нередко называют «переход­ным», так как в эти годы человек постепенно начинает вступать во взрослую жизнь – с 14 лет каждый получает паспорт гражданина страны, с этого же возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений. Дети буквально на глазах растут и крепнут, но их сознание часто не успевает за физическими переменами в организме. Подросток 12-15 лет очень восприимчив к посторонне­му влиянию, и хорошему, и дурному. Некоторые именно в эти годы становятся на путь преступной жизни, либо по-детски рассчитывая на удачу, либо уступая давлению взрослых, либо стремясь вкусить «романтизма» бандитской жизни. Многое в будущем подростка зависит и от общества, и от самого подростка. Умение ответить «нет», если не желаешь что-то совершать либо хочешь отстоять свое мнение, является важным шагом к формированию личности. Трудно сказать о возрастных границах подросткового периода, для каждого они индивидуальны, потому что многое зависит и от фи­зического, и от психического развития человека. Заканчивается подростковый возраст в 18 лет, когда человек становится совер­шеннолетним и получает все права и обязанности гражданина.

Совершеннолетний человек вступает в пору юности, продол­жает образование или поступает на работу, получает определенную профессию, служит в армии, часто меняет круг знакомых, склонен к формированию новых взглядов на свою жизнь и окружающий мир, может вступать в брак, распоряжаться своим имуществом, участвует в выборах в органы власти, а с 21 года имеет право быть избранным сам.

Трудно сказать, когда юность переходит в зрелый возраст. Иногда наступление зрелости относят к вступлению в семейную жизнь или к появлению детей. Характеризуя данный этап жизни человека, выделим следующие черты: приобретение профессии, наличие семьи, собственная точка зрения на мир, устоявшийся круг близких, знакомых, свой стиль поведения и одежды, сформиро­вавшиеся привычки, любимые развлечения.

Наконец, последним периодом в жизни человека является ста­рость. Началом отсчета здесь может служить наступление пенси­онного возраста (55-60 лет). Для многих старость порой становится временем настоящей духовной зрелости, завершением накопления профессионального и жизненного опыта. Не зря в древности ста­рые люди были самыми почитаемыми, их советов слушались, они были хранителями традиций, олицетворяли живую историю и счи­тались своеобразными святынями для всего народа. Поэтому обид­но слышать из уст молодежи об отживших свой век людях, видеть оскорбления в адрес физически беззащитных пенсионеров. Старые люди, по словам нашего соотечественника, педагога В. А. Сухо- млинского, имеют право поучать, советовать, и надо уметь уважать это моральное право.

Так как учащиеся ранее уже были знакомы с понятием Конвенция о правах ребенка, то они могут назвать, какими правами обладают. А если они не были знакомы с Конвенцией, то нужно предложить им поработать с текстом документа.

III. Закрепление.

1. Задание.

Прочитайте фрагмент из повести Ч. Айтматова «Белый паро­ход». Герой повести – маленький мальчик беседует со случайно встретившимся ему солдатом. Они разговаривают о родителях, о том, как важно знать свой род.

– Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.

– Кто испортится? Люди?

-Да.

– Почему?

– Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь