Эпиграф к уроку:
Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга.
Федор Тютчев
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь.
Учащиеся должны знать, что:
1) каждый человек – современник какой-либо эпохи;
2) одно поколение отличается от другого;
3) смена поколений – не зависящий от нас объективный фактор общественного прогресса;
4) расхождения между старшими и младшими связаны с возрастом;
5) возможности одни и опыт других помогают устанавливать истинную связь поколений.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) Конвенция;
2) права ребенка;
3) поколение;
4) возрастная когорта.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять основные понятия;
2) характеризовать причины проблемы «отцов и детей».
3) называть важнейшие права ребенка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Опрос.
1) Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
2) Какое значение имеют национальные традиции?
3) Докажите, что все народы заинтересованы в сотрудничестве.
4) В чем опасность межнациональных конфликтов? Как их предотвратить?
2. Тест.
1) Историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера:
а) этнос;
б) популяция;
в) нация.
2) Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией – это:
а) этнос,
б) община;
в) класс.
3) Как называется совокупность отношений между народами на различных этапах исторического развития:
а) национальный вопрос,
б) социальные отношения;
в) политические отношения?
4) Как называется наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расслоения и взаимоотношений:
а) этногеография;
б) этнография;
в) этногенез?
5) Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:
а) национализм’,
6) расизм;
в) апартеид?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Что такое поколение?
2. «Отцы и дети».
3. Детство – особый период.
Задание 1. Проанализируйте высказывания, выскажите свое суждение по поводу прочитанного.
1) «Люди не понимают обезьян. Это столкновение поколений». (Нинус Нестерович – сербский автор.)
2) «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». (Джордж Оруэлл – английский писатель.)
3) «Спором поколений обычно называются вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием». (Владимир Шайхер – российский писатель.)
4) «Старые люди всему верят, люди средних лет во всем сомневаются, а молодые все знают». (Марти Ларни – финский писатель.)
5) «Развалины мы можем понимать только тогда, когда сами обратимся в развалины». (Генрих Гейне – немецкий поэт.)
б) «В юности люди кажутся себе талантливыми, и эта кажимость позволяет им думать, что ими управляют бездарности». (Максим Горький.)
7) «Молодежь проницательна и неподкупна. Она образует единый фронт против взрослых. Она не знает сентиментальности; к ней можно приблизиться; но влиться в ее ряды нельзя». (Эрих Ремарк — немецкий писатель.)
Задание 2. Запишите слова-ассоциации к слову «поколение».
Задание 3. Вспомните литературного героя Базарова. Почему произведение Тургенева называется «Отцы и дети»? В чем проблема «отцов и детей»?
Слово учителя.
В современном мире юноши и девушки физически взрослеют достаточно рано, но это не означает, что они являются сформировавшимися личностями.
Личность – представитель общества, человек, обладающий сознанием, самосознанием и имеющий свою позицию по отношению к окружающему миру и оказывающий активное воздействие на него.
Человек становится личностью в той мере, в какой его поступки соответствуют требованиям общества.
Сформировавшуюся личность характеризуют следующие качества:
а) способность поступиться некоторыми личными интересами, стремиться к общему благу;
б) умение управлять собственным поведением, определять цели и принципы своей деятельности;
в) умение признавать собственные ошибки и изменяться;
г) активная жизненная позиция, проявляющаяся в творчестве, волевых поступках и общении.
Процессу становления личности способствует воспитание. Дети обижаются на взрослых за их вечные придирки, подсказки, советы, требования. Многие хотят поскорее вырасти, чтобы избавиться от опеки взрослых. Но прежде чем человек станет полноправным членом общества, он должен усвоить определенные правила и нормы, овладеть разными видами деятельности.
В своем развитии человек проходит несколько этапов:
• детство;
• подростковый возраст;
• юношество;
• зрелость;
• старость.
– Охарактеризуйте каждый из этапов. (Эта работа организуется в группах). Сравните черты, которые вы выделили, с теми чертами, о которых я вам сейчас расскажу.
Возрастные этапы жизни
В своем развитии человек проходит несколько этапов: детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость. Каждому из них соответствуют свои характерные черты и особенности.
С рождения человек вступает в пору детства (до 14 лет). Этот период называют самым беззаботным в жизни — родители решают все возникающие проблемы, кормят, одевают, покупают подарки и игрушки. Однако именно в детстве человек начинает формироваться как личность, узнавать правила жизни среди людей, оценивать свои поступки, а иногда и отвечать за них. Характер, привычки, манера поведения во многом закладываются в это время. Внутри детского периода, в свою очередь, можно выделить несколько ступеней: раннее детство (от момента рождения до появления разговорной речи), дошкольный возраст и школьные годы.
Еще в детстве мы учимся взрослой жизни: в возрасте от 1 до
3 лет ребенок имитирует поведение старших без его понимания, в 3—4 года дети в игре начинают разбираться в поступках окружающих, а с 4 лет они начинают ставить себя на место других и взаимодействовать с ними. Начало школьных лет сопровождается появлением более серьезных обязанностей, переходом от беззаботности к умению ощущать свою ответственность. Человек узнает много нового об окружающем мире, становится более самостоятельным, начинает отрываться от ежечасной опеки родителей.
Иногда подростковый возраст (14-18 лет) также относят к детству, но мы будем рассматривать его как особый этап в формировании личности. Этот период жизни нередко называют «переходным», так как в эти годы человек постепенно начинает вступать во взрослую жизнь – с 14 лет каждый получает паспорт гражданина страны, с этого же возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений. Дети буквально на глазах растут и крепнут, но их сознание часто не успевает за физическими переменами в организме. Подросток 12-15 лет очень восприимчив к постороннему влиянию, и хорошему, и дурному. Некоторые именно в эти годы становятся на путь преступной жизни, либо по-детски рассчитывая на удачу, либо уступая давлению взрослых, либо стремясь вкусить «романтизма» бандитской жизни. Многое в будущем подростка зависит и от общества, и от самого подростка. Умение ответить «нет», если не желаешь что-то совершать либо хочешь отстоять свое мнение, является важным шагом к формированию личности. Трудно сказать о возрастных границах подросткового периода, для каждого они индивидуальны, потому что многое зависит и от физического, и от психического развития человека. Заканчивается подростковый возраст в 18 лет, когда человек становится совершеннолетним и получает все права и обязанности гражданина.
Совершеннолетний человек вступает в пору юности, продолжает образование или поступает на работу, получает определенную профессию, служит в армии, часто меняет круг знакомых, склонен к формированию новых взглядов на свою жизнь и окружающий мир, может вступать в брак, распоряжаться своим имуществом, участвует в выборах в органы власти, а с 21 года имеет право быть избранным сам.
Трудно сказать, когда юность переходит в зрелый возраст. Иногда наступление зрелости относят к вступлению в семейную жизнь или к появлению детей. Характеризуя данный этап жизни человека, выделим следующие черты: приобретение профессии, наличие семьи, собственная точка зрения на мир, устоявшийся круг близких, знакомых, свой стиль поведения и одежды, сформировавшиеся привычки, любимые развлечения.
Наконец, последним периодом в жизни человека является старость. Началом отсчета здесь может служить наступление пенсионного возраста (55-60 лет). Для многих старость порой становится временем настоящей духовной зрелости, завершением накопления профессионального и жизненного опыта. Не зря в древности старые люди были самыми почитаемыми, их советов слушались, они были хранителями традиций, олицетворяли живую историю и считались своеобразными святынями для всего народа. Поэтому обидно слышать из уст молодежи об отживших свой век людях, видеть оскорбления в адрес физически беззащитных пенсионеров. Старые люди, по словам нашего соотечественника, педагога В. А. Сухо- млинского, имеют право поучать, советовать, и надо уметь уважать это моральное право.
Так как учащиеся ранее уже были знакомы с понятием Конвенция о правах ребенка, то они могут назвать, какими правами обладают. А если они не были знакомы с Конвенцией, то нужно предложить им поработать с текстом документа.
III. Закрепление.
1. Задание.
Прочитайте фрагмент из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Герой повести – маленький мальчик беседует со случайно встретившимся ему солдатом. Они разговаривают о родителях, о том, как важно знать свой род.
– Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
– Кто испортится? Люди?
-Да.
– Почему?
– Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих