Урок 27. Научный комплекс

0
529
литература

Цели: Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Пока­зать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие тех­нополис.

Оборудование: Политико-административная карта России, дополнительная ли­тература.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Повторим изученное на прошлых уроках:

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выпол­няющих общую народнохозяйственную функцию.

Задание:

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функ­ции каждого комплекса по табл. 21 и рис. 30, с. 86-87, уч. Д. (Учащиеся называют МОК – межотраслевые комплексы (1 колонка табл. 21) и называют функции каж­дого МОК (2 колонка табл. 21)).

Первый МОК – научный. Мы живем в век НТР (научно-технической револю­ции), когда значение научных знаний резко возрастает. Научный комплекс включает

млн человек, из которых научными исследованиями занимались в 1990 году – 1 млн ученых, что составило 18% научных работников мира.

Проблемами научного комплекса являются:

сокращение числа научных организаций;

слабое финансирование науки;

сокращение численности работающих в науке;

«утечка умов» – выезд ученых за рубеж.

Задания:

По табл. 22 (уч. Д.) определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 1999 гг. (Общая численность организа­ций уменьшилась с 4555 до 4022. Особенно уменьшилось число конструктор­ских бюро с (с 865 до 337), проектных организаций (с 495 до 97)).

По табл. 23 (уч. Д.) определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработками с 1992 года по 1999 год. (Численность ученых сократилась с 1533 тыс. человек до 861 тыс. человек, т. е. почти в два раза. В два раза со­кратилась численность исследователей, в 2,5 раза – техников.)

По рис. 31 (уч. Д.) проанализируйте структуру научного комплекса России. (1. 60% научных кадров составляют ученые отраслевого сектора: это ученые науч­ных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. Отраслевой и заводской сектора обслуживали оборонный ком­плекс, т. е. большая часть ученых России работали на ВПК; 2. Научно- исследовательские учреждения (НИИ РАН) составляют 10% от научных ра­ботников и занимаются теоретическими исследованиями.)

Какова география российской науки? Научные учреждения и ученые сконцен­трированы в крупнейших городах. Главный центр науки и образования – Москва. Здесь находятся – РАН, академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и др., 80 академических институтов, работают 30% докторов наук.

Около Москвы расположены научные центры: Дубна, Обнинск, Жуковский, Зе­леноград и др.

Второй центр науки России – Санкт-Петербург. Здесь 15% научных кадров Рос­сии. В Санкт-Петербурге находится институт Арктики и Антарктики.

Задания:

Объясните причины такого размещения. (1. Учреждения науки и образования исторически первоначально создавались в столицах; 2. В крупнейших городах сосредоточены наукоемкие производства, т. е. потребители научных разра­боток; 3. Научные учреждения имеют тесные связи (кооперируются) для ор­ганизации исследований, поэтому они взаимопритягивают друг друга.)

Вывод: Научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Пользуясь рис. 32 (уч. А.), назовите центры науки в Поволжье, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке.

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? (Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предпри­ятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополи­сах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро вне­дрять в жизнь научные достижения (изобретения)).

В оборонном комплексе (ВПК) созданы десятки закрытых городов-технополисов. В этих городах научные институты, конструкторские бюро работали над созданием и совершенствованием вооружения (атомного оружия, ракет и т. д.). Города не зна­чились на картах. Они имели шифр-цифру к названию крупного города, от которого закрытые города располагались иногда на расстоянии 100 км.

Назовите по рис. 38 (уч. Д.) закрытые города. Укажите их новые названия:

Арзамас-16 – Кремлев (или Саров)

Пенза-19 – Заречный

Свердловск-44 – Новоуральск

Челябинск-65 – Озерск и т. д.

Называют еще такие города – городами-призраками. Как призрак выплывает из тумана, так и эти города вдруг появились на картах России.

Вопрос к классу:

Можно ли отнести закрытые города к городам-технополисам? (Да. Технополи­сы — это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. Предприятия оборонной промышленности являются особенно наукоемкими.)

Закрепление

Назовите сектора научного комплекса.

Какие сектора включают наибольшее число ученых? (Отраслевой и заво­дской.)

Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

Почему центрами науки России являются Москва и Санкт-Петербург?

Назовите наукоемкие отрасли промышленности. (Машиностроение, химиче­ская, цветная.)

Что такое технополис?

Что такое закрытый город, город-призрак?

Какие закрытые города находятся в вашей местности?

Какие учреждения научного комплекса имеются в вашем городе, области, крае, республике?

Домашнее задание

По уч. Д.: §16, вопросы с. 93.

Дополнительный материал

Подготовить сообщение об одном из таких городов, например, г. Кремлев (Саров). Поскольку материалов по закрытм городам мало, стоит воспользоваться всеми воз­можными источниками, СМИ, Интернет и пр. Сообщение может быть небольшим и выглядеть следующим образом:

Город-призрак Кремлев (Саров)

Город Кремлев, он же Саров, он же Арзамас-16, город-призрак, город- невидимка, «закрытый город».

Это один из многих городов науки, технополисов, в которых велись секретные разработки оружия. В Арзамасе-16 (Кремлеве) был создан Федеральный Российский ядерный центр – ФРЯЦ. Здесь находится научный институт, который занимается фун­даментальными научными исследованиями в области экспериментальной физики.

Город Кремлев имеет еще одно название – Саров. Рядом находился старинный Са­ровский монастырь. Монастырь Саровская пустынь был основан в XVIII веке. Мона­стырь способствовал распространению православия среди мордовского населения. В конце XVIII в. – начале XIX в. в монастыре жил монах-подвижник, канонизированный Русской православной церковью как Преподобный Серафим Саровский.

В 1927 году монастырь закрыли, и до Великой Отечественной войны здесь была колония малолетних преступников, а после окончания войны был создан Всесоюз­ный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Одним из ос­нователей института был академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Здесь создавали атомное и водородное оружие.

В центре Сарова на берегу р. Саровки расположен монастырь, где в храме Всех Святых в 1993 г. возобновлено богослужение.

В городе своеобразный состав населения. Здесь высокая доля ученых, специали­стов. В строительной индустрии занято около 8000 работающих. Каждый десятый житель города – строитель. Здесь построены уникальные научно-экспериментальные и производственные комплексы, жилые дома. В городе есть Дом ученых, Театр дра­мы, Дворец культуры, Дом строителя, музей «Саровская пустынь», музей при ВНИИФ, 20 школ. Вокруг города леса Мордовского государственного заповедника. Леса скрывали «атомград», а он «защищал» леса, способствовав объявлению их за­поведником.