Урок 27. Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система»

0
641
информация

Требования к результатам изучения темы

В результате изучения темы на обязательном уровне учащиеся должны:

Называть части опорно-двигательной системы (скелет и мышцы), основные отделы скелета и группы мышц;

приводить примеры приспособленности скелета человека к трудовой деятель­ности и к прямохождению;

раскрывать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной систе­мы, влияние физического труда и спорта на ее формирование, роль двига­тельной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нару­шение осанки и развитие плоскостопия, характеризовать строение костей, типы их соединения, работу мышц;

уметь оказать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;


На повышенном уровне ученик должен уметь:

разъяснять, как происходит регуляция деятельности опорно-двигательной системы, влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомле­ния;

доказывать родство человека и млекопитающих животных;

устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими фун­кций.

Ход урока

Класс делится на шесть установленных вариантов. Определяются шестерки: 1- ая шестерка — учащиеся, сидящие за первыми стггами, 2-ая – за вторыми стола­ми и т. д. Каждая шестерка получает свой набор вопросов, которые раздаются всем членам группы. В течение 5 минут учащиеся письменно отвечают на полученный вопрос, затем по команде учителя передают свой вопрос другому варианту, а сами получают новый от другого варианта (план передачи вопросов см. в таблице). Обмен вопросами осуществляется только в своих шестерках. (Для четкой передачи вопро­сов необходимо, чтобы каждый ученик точно знал номера вариантов.) Время работы по каждому вопросу 5 минут. За урок учащиеся должны ответить на 5-6 вопросов.

Как пользоваться таблицей

При первой передаче (см. горизонтальные строки) учащиеся I варианта передают свой вопрос III-му, II —> IV; III —* Уит. д. При второй передаче I варианта – второму, II —>IV; III —»Уи т. д.

Номер передачи Номер варианта

1

передача

2

передача

3

передача

4

передача

5

передача

I

III

II

IV

V

V

11

IV

IV

VI

VI

VI

III

V

V

I

I

I

IV

VI

VI

V

П

111

V

1

1

п

ш

11

VI

II

III

ш

IV

IV

Вопросы для проведения зачета:

Какое строение имеет костная ткань? Какие вещества входят в состав кости, и какое значение они имеют?

Что является источником энергии при работе мышц? Для чего необходима энергия при работе поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани?

Каковы причины возникновения искривления позвоночника? Какие измене­ния в работе организма происходят при этом состоянии? Как предупредить искривление позвоночника?

Какие кости образуют тазобедренный сустав? Особенности тазобедренного сустава человека.

Как оказать первую медицинскую помощь при переломе бедра и растяжении связок?

Благодаря чему происходит рост костей в длину и толщину?

Из каких отделов и костей состоит верхняя конечность человека? Каковы особенности скелета верхней конечности человека?

Почему регулярное упражнение мышц способствует их развитию?

Каково значение опорно-двигательной системы? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов?

Как устроен сустав? Приведите примеры суставов. Как строение сустава свя­зано с выполняемыми функциями?

Как влияют ритм и величина нагрузки на работоспособность мышц и их


утомление?

Как оказать первую помощь при открытом переломе предплечья?

Какое строение и значение имеет позвоночник человека?

Разновидности мышечной ткани человеческого организма. Особенности строения этих тканей и их функции.

Футболист за 1,5 часа игры теряет 1 кг массы. Объясните, в результате каких физиологических процессов в мышцах убавляется масса человека.

Как можно определить, что произошел вывих сустава? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихе? Обоснуйте свои действия.

Почему большинство длинных костей в скелете имеет трубчатое строение?

Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

В чем состоит положительное влияние двигательной активности на мышцы и скелет?

Как повлияли прямохождение и трудовая деятельность на строение скелета человека?

Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя они действуют противоположно?

Есть подозрение на перелом позвоночника? Что делать? Обоснуй свои дейс­твия.

Какое строение имеют длинные трубчатые кости?

Каковы причины возникновения плоскостопия? Как можно предупредить плоскостопие?

Как осуществляется сокращение поперечно-полосатой скелетной мышцы?

Типы костей, образующих скелет человека (привести примеры костей). Ха­рактер соединения костей в скелете (привести примеры).

Какое значение и строение имеет грудная клетка? Каково строение пояса верхних конечностей?

Какие особенности строения и химического состава костей придают им про­чность, гибкость, упругость и легкость?

Какие упражнения – статические или динамические – наиболее необходи­мы для полноценного развития мышц? Почему?

Почему шину накладывать надо так, чтобы она захватывала два сустава, бли­жайших к поврежденной кости?

Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок?