Урок 26 В поиске истины

0
531
информация

Цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.

Задачи:

– расширение субъективного опыта учащихся в познании истины;

– развитие у учащихся умения понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;

– воспитание у учащихся стремления к осмыслению истины.

Круг радости

Для Круга радости можно использовать произведение (стихотворение или песню), близкое к теме. К примеру, следующие стихотворные строки Кайсына Кулиева:

Любой в этот мир пришедший

Его открывает впервой,

Как двери нового дома,

Который возвел другой.

Он мир открывает, как окна

В дому, окно за окном,

И видит в одном он – утро,

И вечер и ночь – в другом.

Или песню:

Есть только миг

Слова Л. Дербенева

Призрачно все в этом мире бушующем

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Вечный покой вряд ли сердце обрадует.

Вечный покой для седых пирамид.

А для звезды, что сорвалась и падает,

Есть только миг, ослепительный миг.

Пусть этот миг в даль летит сквозь столетия,

Не навсегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я,

Мигом одним, только мигом одним.

Счастье дано повстречать иль беду мне

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым будущим,

Именно он называется жизнь.

Беседа

Далее учащиеся обсуждают вопросы, представленные в рубрике учебника «Беседа». Цель беседы состоит в том, чтобы учащиеся высказали своё личное мнение и выразили свое отношение к необходимости поиска истины. Вопросы ориенти­рованы на инициирование процесса осмысления учащимися значимости поиска истины вообще, а также значимости ее в судьбе каждого из них. Акцентируя внимание учащихся на мысли о том, что поиск истины вечный и непрерывный процесс, учитель направляет их к выражению своего отношения, видения, понимания. Обобщая различные точки зрения учащихся, учитель обращает их внимание на последний вопрос. Обсуждение данного вопроса позволяет им сделать заключение о том, что накопленная человечеством мудрость является источником и средством в постижении истины.

1. Зачем человеку познание того, как устроен мир?

2. Важна ли истина в познании себя?

3. Что даёт человеку вера в истину?

4. Какое отношение имеет истина к мудрости тысячелетий?

Инсценирование

Для более эффективного эмоционально-чувственного восприятия учебного материала учитель предлагает ученикам разделиться на группы и выполнить задание рубрики учебника “Разыгрываем сценку”.

Прочитайте, завершите диалог и разыграйте по нему сценку.

По А.Василькову

Человек : Что такое жизнь?

Мудрец : Жизнь – это высшее благо, которое необходимо беречь и ценить. Какие мы, такова и наша жизнь. Чем мудрее, добрее человек, тем прекраснее и интереснее его жизнь.

Человек : Для чего живёт человек?

Мудрец : Человек живёт для того, чтобы познать истину, мудрость. Истина помогает ему достойно служить своему народу. Мудрость помогает познавать человеку самого себя и окружающий мир.

Человек : Чему учит мудрость?

Мудрец: Мудрость учит осознать смысл и предназначение …

Инсценирование каждой группы, а значит, и коллективную интерпретацию сюжета следует обсудить и выявить ключевую мысль в предлагаемом варианте завершения диалога. В целом завершающая часть инценировки будет предметом дискуссии о поиске истины с точки зрения постижения человеком вечных истин, таких, как любовь, добро, гармония, красота мыслей и поступков.

Резюме

Комментируя размышления учеников, учитель предлагает их вниманию информацию, помещённую в рубрике учебника “Обращаем внимание”.

Истина существует независимо от нас. Ведущими ориентирами в познании истины каждым человеком являются: любовь, уважение, бережное отношение к себе, к другим людям, к культурному наследию народа и человечества, к окружающему миру.

Цитата урока

Цель данного этапа урока – закрепить ведущую идею урока: истину можно открыть через познание себя. Для развития познавательного интереса учеников учитель предлагает им прочитать цитату урока, подумать над смыслом изречения Ф. Феллини и прокомментировать его.

Из всех приключений и поисков истин, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя, путь познания самого себя и найденных истин.

Федерико Феллини

· Поясните смысл изречения.

Размышление над ситуацией

Следующий этап урока связан с развитием способности учеников давать оценку конкретным жизненным ситуациям, позитивно взаимодействуя между собой в процессе рассуждений.

Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ А. Арына “Познавая себя” и подумать над его завершением.

С этой целью организуется групповая работа учеников с текстом: одна из групп находит доводы для обоснования идей Анар, другая – Романа, главных героев рассказа.

Прочитайте и завершите рассказ. Сделайте вывод.

Познавая себя

Астам Арын

Из классной комнаты шестого «Б» доносились звуки, как всегда, шумного ребячьего спора. Они то утихали, то возобновлялись с новой силой. Учитель самопознания Мурат Булатович, заинтересовавшись, открыл дверь в класс и сразу же, с порога, оказался в эпицентре жаркой дискуссии.

Возле доски перед ребятами весь раскрасневшийся стоял Роман Осинцев, который, завидев учителя, взволнованно обратился к нему:

– Мурат Булатович, ну скажите им, что надо сначала принять себя, полюбить таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами, а потом уже познавать, как получится! Правильно же?

Тут же из-за первой парты вскочила Манабаева Анар:

– Нет, неправильно! Сначала надо исследовать себя, какие они, эти недостатки, и какие достоинства. Затем подумать, как исправить первые и как развить вторые. Ну а потом, конечно, заставить себя полюбить. Вот!

Остальные ребята шумно поддерживали двух спорщиков. Наконец, угомонившись, ребята вопросительно посмотрели на учителя, который, слушая их, так и стоял возле двери. Мурат Булатович оглядел класс и произнёс:

– Я рад, ребята, тому, что вы в поиске. Пытаетесь применять знания, полученные вами на уроках самопознания. Это вечная тема размышлений для человечества – познание человеком самого себя. Об этом спорили и древнегреческие философы три-четыре тысячи лет назад. И современные учёные рассуждают над тем, как же человеку познавать самого себя. Если суммировать знания о том, как это может происходить, то все они сводятся к тому, что сначала человеку необходимо прислушаться к самому себе. Понаблюдать за собой, увидеть, как изменяются чувства, желания, настроения, увлечения и представления о своей жизни; как проявляется темперамент и характер в разных жизненных ситуациях; как развиваются способности и умения. Затем человек может приступить к осмыслению причин своих поступков, действий, переживаний. Для этой цели человек может вести личный дневник, который даст ему возможность исследовать и анализировать свои состояния. Дневник помогает составить о себе правильное представление. Следующим шагом самоисследования станет принятие человека себя таким, какой он есть. Познавая себя, человек начинает понимать и принимать других людей, по-новому осмысливает цели своей жизни, по-новому воспринимает мир вокруг. Он начинает понимать и чувствовать Любовь, Истину, Добро, он становится мудрее. Это очень большой труд – познать самого себя.

Мурат Булатович сделал паузу, хитро посмотрел на ребят и спросил:

– А как вы думаете, ребята, кто из ваших одноклассников, Роман или Анар, оказался прав?

– …

По завершении дискуссии необходимо акцентировать внимание учеников на взаимообусловленности этих двух точек зрения в процессе самопознания.

Резюме

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь