Цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.
Задачи:
– расширение субъективного опыта учащихся в познании истины;
– развитие у учащихся умения понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;
– воспитание у учащихся стремления к осмыслению истины.
Круг радости
Для Круга радости можно использовать произведение (стихотворение или песню), близкое к теме. К примеру, следующие стихотворные строки Кайсына Кулиева:
Любой в этот мир пришедший
Его открывает впервой,
Как двери нового дома,
Который возвел другой.
Он мир открывает, как окна
В дому, окно за окном,
И видит в одном он – утро,
И вечер и ночь – в другом.
Или песню:
Есть только миг
Слова Л. Дербенева
Призрачно все в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Вечный покой вряд ли сердце обрадует.
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот миг в даль летит сквозь столетия,
Не навсегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я,
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду мне
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым будущим,
Именно он называется жизнь.
Беседа
Далее учащиеся обсуждают вопросы, представленные в рубрике учебника «Беседа». Цель беседы состоит в том, чтобы учащиеся высказали своё личное мнение и выразили свое отношение к необходимости поиска истины. Вопросы ориентированы на инициирование процесса осмысления учащимися значимости поиска истины вообще, а также значимости ее в судьбе каждого из них. Акцентируя внимание учащихся на мысли о том, что поиск истины вечный и непрерывный процесс, учитель направляет их к выражению своего отношения, видения, понимания. Обобщая различные точки зрения учащихся, учитель обращает их внимание на последний вопрос. Обсуждение данного вопроса позволяет им сделать заключение о том, что накопленная человечеством мудрость является источником и средством в постижении истины.
1. Зачем человеку познание того, как устроен мир?
2. Важна ли истина в познании себя?
3. Что даёт человеку вера в истину?
4. Какое отношение имеет истина к мудрости тысячелетий?
Инсценирование
Для более эффективного эмоционально-чувственного восприятия учебного материала учитель предлагает ученикам разделиться на группы и выполнить задание рубрики учебника “Разыгрываем сценку”.
Прочитайте, завершите диалог и разыграйте по нему сценку.
По А.Василькову
Человек : Что такое жизнь?
Мудрец : Жизнь – это высшее благо, которое необходимо беречь и ценить. Какие мы, такова и наша жизнь. Чем мудрее, добрее человек, тем прекраснее и интереснее его жизнь.
Человек : Для чего живёт человек?
Мудрец : Человек живёт для того, чтобы познать истину, мудрость. Истина помогает ему достойно служить своему народу. Мудрость помогает познавать человеку самого себя и окружающий мир.
Человек : Чему учит мудрость?
Мудрец: Мудрость учит осознать смысл и предназначение …
Инсценирование каждой группы, а значит, и коллективную интерпретацию сюжета следует обсудить и выявить ключевую мысль в предлагаемом варианте завершения диалога. В целом завершающая часть инценировки будет предметом дискуссии о поиске истины с точки зрения постижения человеком вечных истин, таких, как любовь, добро, гармония, красота мыслей и поступков.
Резюме
Комментируя размышления учеников, учитель предлагает их вниманию информацию, помещённую в рубрике учебника “Обращаем внимание”.
Истина существует независимо от нас. Ведущими ориентирами в познании истины каждым человеком являются: любовь, уважение, бережное отношение к себе, к другим людям, к культурному наследию народа и человечества, к окружающему миру.
Цитата урока
Цель данного этапа урока – закрепить ведущую идею урока: истину можно открыть через познание себя. Для развития познавательного интереса учеников учитель предлагает им прочитать цитату урока, подумать над смыслом изречения Ф. Феллини и прокомментировать его.
Из всех приключений и поисков истин, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя, путь познания самого себя и найденных истин.
Федерико Феллини
· Поясните смысл изречения.
Размышление над ситуацией
Следующий этап урока связан с развитием способности учеников давать оценку конкретным жизненным ситуациям, позитивно взаимодействуя между собой в процессе рассуждений.
Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ А. Арына “Познавая себя” и подумать над его завершением.
С этой целью организуется групповая работа учеников с текстом: одна из групп находит доводы для обоснования идей Анар, другая – Романа, главных героев рассказа.
Прочитайте и завершите рассказ. Сделайте вывод.
Познавая себя
Астам Арын
Из классной комнаты шестого «Б» доносились звуки, как всегда, шумного ребячьего спора. Они то утихали, то возобновлялись с новой силой. Учитель самопознания Мурат Булатович, заинтересовавшись, открыл дверь в класс и сразу же, с порога, оказался в эпицентре жаркой дискуссии.
Возле доски перед ребятами весь раскрасневшийся стоял Роман Осинцев, который, завидев учителя, взволнованно обратился к нему:
– Мурат Булатович, ну скажите им, что надо сначала принять себя, полюбить таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами, а потом уже познавать, как получится! Правильно же?
Тут же из-за первой парты вскочила Манабаева Анар:
– Нет, неправильно! Сначала надо исследовать себя, какие они, эти недостатки, и какие достоинства. Затем подумать, как исправить первые и как развить вторые. Ну а потом, конечно, заставить себя полюбить. Вот!
Остальные ребята шумно поддерживали двух спорщиков. Наконец, угомонившись, ребята вопросительно посмотрели на учителя, который, слушая их, так и стоял возле двери. Мурат Булатович оглядел класс и произнёс:
– Я рад, ребята, тому, что вы в поиске. Пытаетесь применять знания, полученные вами на уроках самопознания. Это вечная тема размышлений для человечества – познание человеком самого себя. Об этом спорили и древнегреческие философы три-четыре тысячи лет назад. И современные учёные рассуждают над тем, как же человеку познавать самого себя. Если суммировать знания о том, как это может происходить, то все они сводятся к тому, что сначала человеку необходимо прислушаться к самому себе. Понаблюдать за собой, увидеть, как изменяются чувства, желания, настроения, увлечения и представления о своей жизни; как проявляется темперамент и характер в разных жизненных ситуациях; как развиваются способности и умения. Затем человек может приступить к осмыслению причин своих поступков, действий, переживаний. Для этой цели человек может вести личный дневник, который даст ему возможность исследовать и анализировать свои состояния. Дневник помогает составить о себе правильное представление. Следующим шагом самоисследования станет принятие человека себя таким, какой он есть. Познавая себя, человек начинает понимать и принимать других людей, по-новому осмысливает цели своей жизни, по-новому воспринимает мир вокруг. Он начинает понимать и чувствовать Любовь, Истину, Добро, он становится мудрее. Это очень большой труд – познать самого себя.
Мурат Булатович сделал паузу, хитро посмотрел на ребят и спросил:
– А как вы думаете, ребята, кто из ваших одноклассников, Роман или Анар, оказался прав?
– …
По завершении дискуссии необходимо акцентировать внимание учеников на взаимообусловленности этих двух точек зрения в процессе самопознания.
Резюме