Эпиграф к уроку:
Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывает стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.
Конфуций
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.
Учащиеся должны знать, что:
1) общество это не просто совокупность отдельных людей;
2) каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе;
3) социальные группы занимают различное положение в обществе;
4) за долгое время своего существования человечество выработало множество способов согласования интересов;
5) противоположность интересов приводит отстаивающих их людей к столкновению;
6) принадлежность человека к той или иной социальной группе может меняться;
7) для того чтобы устранить социальные противоречия, необходима продуманная социальная политика;
8) положение человека в обществе – это социальный статус;
9) социальная роль – это ожидаемое от человека поведение.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) социальное неравенство;
2) социальный статус;
3) социальная роль;
4) социальный конфликт.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять, в чем выражается социальное неравенство;
2) называть различные точки зрения на причины появления социального неравенства;
3) объяснять причины социальных конфликтов;
4) характеризовать социальную структуру современного российского общества.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Социальная структура и социальное неравенство.
2. Социальный конфликт.
3. Социальные изменения в советском обществе.
4. Современный этап социального развития.
5. Положение человека в обществе. Социальный статус.
Урок начинается с объяснения понятия «социальная структура общества».
Лекция учителя.
Социальная структура общества – часть социальной системы и объединяет два компонента: социальные связи и социальный состав.
Социальные связи – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.
Социальный состав – набор элементов, составляющих социальную структуру.
Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.
Факторы, лежащие в основе развития социальной структуры общества:
– общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы;
– отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет структуру общества.
Основные элементы структуры общества:
– классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;
– люди города и деревни;
– представители умственного и физического труда;
– сословия;
– социально-демографические группы;
– национальные общности.
Особенности социальной структуры:
– выделение больших и малых социальных групп происходит как независимо от воли людей, так и в ходе сознательной и организующей деятельности участников исторического процесса;
– взаимосвязь социальных групп – динамическая (по поводу удовлетворения их потребностей, реализации интересов);
– взаимодействие характеризуется двумя факторами деятельности субъектов, направляемой определенными побуждениями и общественными отношениями, в которые вступают субъекты для удовлетворения своих потребностей.
Социальные структуры играют важную роль в сохранении целостности и стабильности общества и в его устойчивом функционировании.
Различные подходы к определению социальной структуры.
1. В широком смысле – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами; в узком смысле – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. (А. А. Радугин, К. А. Радугин.)
2. В широком смысле – всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление; в узком смысле – подход, когда анализируются социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности. (Ж. Т. Тощенко.)
3. В широком смысле слова означает совокупность отношений между различными социальными группами и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе; в узком смысле