Урок 25. Машиностроение мира

0
1434
изучение информатики

Цели: сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Оборудование: карта машиностроения мира, атласы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Опрос

Задания на проверку фактических знаний:

Назовите и покажите на карте медный, алюминиевый, оловянный пояса.

Какие регионы мира и страны являются экспортерами меди и мед­ных концентратов, а какие — импортерами этой продукции?

В каком регионе мира находится крупнейший район добычи алю­миниевого сырья?

Установите соответствие:

Суринам. 2) Заир. 3) Монголия. 4) Боливия.

а) глинозем, б) легирующие металлы, в) олово, г) медь.

Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв между районами добычи руды и районами выплавки металла? Ответ поясните.

Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплав­ке черных и цветных металлов?

Задания на творческое применение знаний:

На международной выставке «Цветные металлы» встретились пред­ставители 4 стран западного полушария, входящих в десятку крупней­ших стран мира по добыче бокситов. Несмотря на географическую бли­зость своих стран (3 из них имеют общую границу), беседующие должны были прибегнуть к услугам переводчиков сразу с 3 языков. С каких язы­ков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран в ней участво­вали? Какая из этих стран добывает бокситов больше остальных?

В феврале в аэропорту «Хитроу» встретились представители двух стран, прибывшие в Лондон. Оказалось, что оба они представители оловянных компаний. Обе эти компании расположены около экватора, однако один из приезжих не удивился лондонской зиме, сказал, что в своей стране он при­вык переносить и более сильные морозы. Другой, посмеявшись, ответил, что за день до этого искупался в море. И услышав в ответ, что его собеседник лишен такой возможности, очень удивился. О каких странах идет речь? В каких странах живут эти люди? На каких языках они разговаривают?

Изучение нового материала

Машиностроение – главная отрасль обрабатывающей промышлен­ности мира. Она отражает уровень научно-технического прогресса, эко­номический уровень страны, обороноспособность страны, определяет раз­витие других отраслей.

Современное машиностроение имеет сложную структуру: общее ма­шиностроение (тяжелое и энергетическое машиностроение, станкострое­ние, производственное оборудование, производство сельскохозяйственных машин), транспортное машиностроение, приборостроение, электротехни­ку. На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы.

Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Схема без стрелочек записана на доске, один ученик работает у доски, а осталь­ные — в тетрадях. В данном случае следует вызвать к доске слабого уче­ника. Затем работа проверяется.

Из схемы видно, что в последнее время растет роль научного и трудо­вого факторов размещения отраслей машиностроительной промышлен­ности, а роль сырьевого уменьшается. Почему? {Вмашиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмас­сами и другими материалами). Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются. Новые отрасли обнаруживают некоторый рост, напри­мер, автомобилестроение. Новейшие отрасли растут быстрыми темпами.

Задание: Работая с картами атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения (работу можно организовать по группам). От­веты оформляются в виде таблицы. Колонку «особые примечания» уче­ники заполняют, опираясь на текст учебника и на собственные знания.




Далее идет проверка качества заполнения таблицы. По итогам про­верки можно сделать вывод об уровне развития машиностроения в раз­ных странах. Анализ можно зафиксировать в схеме или таблице.

Задание: Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Африка, Южная Америка. Сделайте анализ карты «машиностроение мира», опираясь на записи в тетради, текст учебника и дайте характеристику каждого из ре­гионов, пользуясь, планом на с. 159. Объем работы можно сократить и дать характеристику только отраслевого состава машиностроения регио­на. Работа может выполняться в группах.

Северная Америка — развиты все отрасли машиностроения. Доля от мирового машиностроения составляет более 30%.

Европа — развиты практически все отрасли машиностроения, осо­бенно автомобилестроение и массовое машиностроение. На долю Ев­ропы от мирового производства машиностроения приходится около 25-39%.

Восточная и Юго-Восточная Азия — лидер в регионе один — Япо­ния, по всему региону располагаются дочерние компании и филиалы японских концернов. Особенно высокий уровень производства в данном регионе бытовой электроники. Также широко представлено судострое­ние, автомобилестроение. Общая доля Азии от мирового производства машин мира составляет около 20%.

СНГ — развиты практически все отрасли машиностроения, но меж­дународной специализацией является металлоемкое машиностроение. Можно сказать, что этот регион занимает промежуточное положение по уровню развития машиностроения между развитыми и развивающимися странами.

Латинская Америка — в последние десятилетия уровень развития ма­шиностроения региона растет довольно высокими темпами, особенно в Бразилии, Аргентине, Мексике. В автомобилестроении и судостроении по объему выпускаемой продукции эти страны даже входят в первую де­сятку стран мира.

Закрепление изученного материала

Задание: Заполнить таблицу «Специализация ведущих держав мира», отметить крестиками страны, в которых развита данная отрасль машино­строения.

Домашнее задание

Повторить изученный материал.

Дополнительные материалы

«БОИНГ» — компания США по производству транспортных реактивных самолетов. Основана в 1916. Объем продаж — 17 млрд долларов, чистая при­быль—614 млн долларов, число занятых— 147 тыс. человек (конец 1980-х гг.). В 1997 приобрел компанию «Макдоннелл-Дуглас».

«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» — крупнейшая в мире американская автомобиль­ная компания. Выпускает легковые автомобили марок «Бьюик», «Шевроле», «Кадиллак», «Воксхолл», «Понтиак» и другие, а также грузовики, различные комплектующие. Играет значительную роль в выпуске авиакосмической продук­ции, производит энергетическое оборудование, строительную и железнодорож­ную технику, бытовые приборы. Штаб-квартира находится в Детройте (штат Ми­чиган).

Основана в 1908 предпринимателем У. Дюрантом, которому удалось приобре­сти права на многообещающий «Бьюик», в 1909 он присоединил «Кадиллак» и «Олдсмобил», а также начал выпуск грузовиков. Дюрант, стремясь как можно скорее запустить в производство наибольшее число марок, нажил огромные долги. Но упорный бизнесмен не сдавался. Удачно организовав компанию «Шевроле», он снова начал управлять фирмой и в 1918 году присоединил к ней «Шевроле».

«Дженерал Моторе» преобразуется в корпорацию. Несмотря на то, что мар­ки автомобилей «Дженерал Моторе» пользовались у покупателей успехом, фи­нансовые дела опять пришли в упадок. В 1920 году Дюрант вынужден был на­всегда оставить свое детище, и корпорацию возглавил Альфред Слоун (Sloan; президенте 1923-1937 гг., председатель совета директоров в 1937-1956 гг.). Контрольный пакет акций корпорации отошел к семье Дюпон. Слоун преобра­зовал «Дженерал Моторе» из хаотичного скопления разрозненных отделений, подчас конкурировавших между собой, в единый производственный и финансо­вый организм, сохранив, вместе с тем, некоторую автономию. Убыток от выпус­ка новых марок стал перекрываться прибылью от других отделений. Приведя в порядок финансовые дела, Слоун продолжил покупку компаний. Он приобрел «Воксхолл» (Vauxhall; Британия) в 1925 году, «Адам Опель» (Германия) в 1929 году, «Холден» (Holden; Австралия) в 1931 году. Отделение грузовиков было организовано в 1925 году на базе компании Yellow Truck & Coach Manufacturing (ныне это GM Truck & Coach Division). К концу 1920-х годов «Дженерал Моторе», предлагая потребителям разнообразные марки на всевоз­можный вкус, одержала верх над компанией Генри Форда. В послевоенный пе­риод корпорация приобрела контроль над японскими компаниями «Есудзу», «Сузуки» и южнокорейской «Дэу». Все модели корпорации отличает общий стиль. В Америке «Дженерал Моторе» традиционно отдает предпочтение боль­шим машинам, так что проектирование малолитражных автомобилей нередко происходит в Европе. Именно «Дженерал Моторе» в 1949 году внедрила пер­вый по-настоящему жесткий верх кузова автомобиля. Тем не менее, из-за кон­куренции с японскими автомобилями корпорация в 1970-1980-е гг. испытала ряд серьезных трудностей. В 1984 году «Дженерал Моторе» организовала новое автомобильное отделение, «Сатурн» (Saturn), использующее высокоавтомати­зированные заводы для производства компактных автомобилей. Усилия по мо­дернизации оказались только частично успешными, и в начале 1990-х годов компания была вынуждена закрыть существенное число заводов в США и сокра­тить десятки тысяч рабочих и служащих после нескольких лет беспрецедентно тяжелых потерь. К1997 году положение удалось несколько выправить.

Отделения и дочерние фирмы компании расположены в Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Перу, Уругвае, в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Гер­мании, Финляндии, Швейцарии, Швеции, ЮАР.

«ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК» — электротехническая и радиоэлектронная компания США. Основана в 1892 году. В 1986 году поглотила крупную радио­электронную компанию «РКА». Выпускает также авиакосмическую технику и военное оборудование, имеет радио- и телестанции. Объем продаж — 49,4 млрд долларов, чистая прибыль — 3,4 млрд долларов, число занятых – 298 тыс. чело­век (конец 1980-х гг.).

«МИЦУБИСИ МОТОРС» – отделение подразделения тяжелой промыш­ленности в корпорации «Мицубиси». Штаб-квартира находится в Токио.

Первые автомобили «Мицубиси Моторе» во многом напоминали машины Форда. В 1921 году их выпуск был прекращен, так как в Японии спрос на легко­вые автомобили был небольшой. С 1924 года начинается производство тяжелых грузовиков большой грузоподъемности, автобусов. Для нужд Токио выпускаются мусоровозы и поливальные машины. В 1935 году здесь был сделан первый япон­ский автобус. После разрушений, вызванных второй мировой войной, «Мицуби­си» производила мотороллеры и трехколесные развозные автомобили, а автобусы появились вновь в 1946 году. В послевоенный период выпуск легковых автомо­билей начался в 1960 году с массового седана «Мицубиси 500». В 1970 году появляются линии моделей Galant, Lancer, постоянно обновляющиеся. С 1983 автомобили «Мицубиси» оснащаются электронной системой подвески. В 1982 выпускается «Мицубиси-Паджеро» – популярный джип, новая модификация которого сделана в 1991 году.

«МАЦУСИТА» – японская компания, ведущий мировой производитель электротехники. Компании принадлежит ряд известных торговых марок – Panasonic Technics, National, Seiko, JVC.

Основана в 1918 году японским предпринимателем К. Мацуситой (1895- 1989). Начав с производства электрических розеток и выключателей, компания превратилась в транснациональную корпорацию. В 1930-е годы компания нала­дила выпуск радиоприемников и электрических батареек, а в 1935 году начала работы по созданию первого японского телевизора. В послевоенные годы стала одним из творцов «японского экономического чуда», ее товары под торговыми марками Panasonic, Technics, National, Seiko завоевали мировой рынок.

Matsushita производит высококачественную бытовую технику: стиральные машины, телевизоры, магнитофоны, а также поставляет телефонное оборудова­ние, факсимильные аппараты, мониторы, цветные лазерные принтеры, CD-ROM- драйверы, копировальные аппараты, пишущие машинки и т. д. В 1995 году ком­пания представила первую цифровую видеокамеру, а в 1996 — первый DVD- плейер.

Производственные мощности Matsushita расположены как в Я понии, так и за ее пределами — в США, Таиланде, на Тайване.

«САМСУНГ» — многоотраслевая южнокорейская корпорация, ведущий про­изводитель бытовой и офисной электроники.

Компания была основана в 1938 году в городе Тэгу предпринимателем Ли Бьюнг Чалом. В 1950-е годы Samsung стала одной из крупнейших компаний страны. Успешное развитие позволило компании в 1980-е годы внедриться всек- торы полупроводниковой и иной высокотехнологичной промышленности, а в конце 1990-х годов выйти на передовые рубежи научно-технического прогресса. Производит авиакосмическое, телекоммуникационное, офисное оборудование, бытовую технику1, промышленные автоматизированные комплексы, оптическую электронику. Корпорации принадлежат также предприятия судостроительной, ав­томобильной, химической, строительной отраслей промышленности. Традицион­но все заводы Samsung строились в самой Корее, но в 1990-е годы корпорация стала размешать производственные мощности и за границей (Мексика, Великоб­ритания, Китай, Малайзия, Бразилия). Ряд дочерних компаний Samsung выпус­кают мониторы, струйные принтеры, ноутбуки, CD-ROM-дисководы, жесткие диски, коммуникационное оборудование.

«САНЬО» — японский концерн по выпуску многофункциональной элект­ротехнической продукции. Штаб-квартира находится в Осаке.

Головная компания концерна была основана в 1947 году. Широким спросом на компьютерном рынке пользуются выпускаемые компанией цифровые фотока­меры, а также LCD-видеопроекторы для компьютерных презентаций и обучения с помощью компьютерных программ и Интернет. В концерн входит 321 компа­ния, из которых 139 базируются в 27 зарубежных странах.

«ТОШИБА» — японский концерн, ведущий мировой производитель про­мышленной, офисной, бытовой электроники и электротехники.

Компании, входящие в концерн Toshiba Group, производят компьютерные системы, телекоммуникационное оборудование, системы автом