Урок 24. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

0
311
информация

Цели урока. Ознакомить учащихся с ролью патриотизма в мировоз­зрении воинов, с понятием воинской чести и традицией верности Боевому знамени.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Какого рода деятельностью является альтернативная служба?

2. Сроки прохождения альтернативной службы.

3. Порядок направления на альтернативную службу.

4. Права и льготы граждан, призванных на альтернативную службу.

5. Обязанности граждан, призванных на альтернативную службу.

Изложение нового материала. Вступительное слово учителя.

В статье 15 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации сказано, что военнослужащий обязан проявлять патриотизм. Вот как определяет патриотизм Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Патриотизм (pariotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Только ли одна любовь к Родине составляет смысл патриотизма? Дело в том, что патриотизм — это не просто чувство, но и жизненная позиция, убеждение, которое для человека является побудительным мотивом его поступков, действий. Для военнослужащего быть патриотом — значит быть готовым приложить все свои силы к обеспечению надежной защиты Отечества, не жалеть при его, защите «… своей крови и самой жизни…», как было сказано в старом тексте Военной присяги.

Патриотизм — основа чести и достоинства военнослужащего, ко­торые проявляются, прежде всего, в боевых традициях нашей армии и флота.

Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия воен­ной этики — патриотизм, воинская честь и воинский долг.

Вопросы для активизации знаний.

Что такое патриотизм?

В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего?

Что вы знаете о военно-патриотических клубах и обществах?

В чем состоят особенности деятельности этих организаций?

Какие боевые традиции, связанные с чувством патриотизма, вы запомнили из курса ОБЖ для 10-го класса?

В чем состоит верность Боевому знамени части?

Что такое воинская честь и как она связана с воинским дол­гом?

Беседа. В дополнение к материалам параграфа 5.1 учебника (с. 153—162):

Патриотизм военнослужащих. Боеспособность российской армии.

Есть мнение, что «снижение желания служить в армии не связано со снижением патриотических настроений в народе. По-прежнему идеи патриотизма широко распространены среди населения: только 9% говорят, что идея патриотизма для них не важна. Остальные оце­нили ее как важную в разной степени. А именно: 48% говорят, что идея патриотизма для них «безусловно важна». При этом степень патриотизма снижается в молодых возрастных группах по сравнению с пожилыми людьми: если среди молодежи до 25 лет идея патриотиз­ма «безусловно важна» для 31%, то среди сорокалетних — 44%, а среди людей старше 60 лет — 57% называют ее очень важной.

Больше говорят о своем патриотизме военнослужащие, пенсионе­ры и бизнесмены, меньше всех — безработные, студенты и домохо­зяйки. […] Среди электората ЛДПР 61% говорит, что для них идея

патриотизма «безусловно важна», в то время как среди поклонников «Яблока» таких лишь 35%.»

«Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно- нравственные, культурные, исторические и многие другие компо­ненты. […]

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской служ­бы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности […].

Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер во­инской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга.

Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.

Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

Любовь к Родине помогает справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности, в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной сто­роны, эти трудности обусловлены характером решаемых задач Во­оруженными силами […]. С другой — вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, отсутствием надлежащей заботы государства о своих защитниках, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она и отличается от других областей общественной жизни, где конкрет­ные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и яс­ностью […]. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже вне армейских отношений. […]

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала ВС России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответствен­ность при выполнении учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности, организованности и дисциплины. […]»

Моральный дух российских военнослужащих и военная реформа**

Моральный дух армии всегда волновал умы военных деятелей, ученых, полководцев. В трудах военных теоретиков: Клаузевица, Фоша, Бернгарди, Жомини, русских полководцев Суворова, Ушако­ва, Нахимова, Милютина, Брусилова, Жукова и других содержатся идеи и глубокие мысли о роли морального духа в войне, жизнеде­ятельности армии.

Моральный дух воина является особым состоянием Общественно­го сознания, когда человек способен и готов добиться выполнения поставленных целей и задач при максимальном напряжении духов­ных и физических сил.

«По оценке военного руководства страны, это состояние в целом обеспечивает выполнение возложенных на Вооруженные силы за­дач, что подтверждается многочисленными примерами организован­ности, выдержки личного состава частей и соединений, выполняю­щих боевые задачи в «горячих» точках и очагах военных конфлик­тов. […] следует отметить, что в последние годы усилилось действие ряда факторов, которые негативно […] воздействуют на моральный дух армии, снижая уровень его состояния».

Конкретными направлениями воспитательной работы, приори­тетными с точки зрения укрепления морального духа […] является воспитание:

патриотизма военнослужащих, их верности воинскому долгу, готовности служения Российскому государству;

высокого профессионализма, морально-боевых и психологиче­ских качеств, отвечающих требованиям современной войны и зада­чам, возложенным на Вооруженные силы;

сознательной воинской дисциплины, уважения к Конституции государства, законам России, нормам международного гуманитарно­го права;

чувства гордости за принадлежность к российским Вооружен­ным силам, военно-профессиональной чести и достоинства;

высокой сплоченности и слаженности частей и подразделений, отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки;

уважения к истории и боевым традициям российской армии»;

уважения военнослужащих — представителей различных кон­фессий.

Воинская честь

«Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие нельзя не заметить, что «Честь воинская» представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования».

Лишение воинской чести

«Существовавшее по военно-уголовным законам до 1882 г., состо­яло в следующем: осужденный препровождался на место казни в надлежащей форме; по объявлении приговора, если осужденный был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки отличия, эполеты или погоны и мундир и над головой его пeреламывалась шпага; если осужденный был нижний чин не из дворян, то с него только снимались знаки отличия, погоны и мундир. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.

Позорное лишение воинской чести обязательно назначалось при присуждении к смертной казни через повешение и могло быть назна­чаемо, по усмотрению суда, при присуждении к смертной казни через расстреляние, а равно к ссылке в каторжные работы и в Сибири на поселение за воинские преступления. Обряд приводился в исполнение перед строем».

«Честь — не что иное, как особенные правила, основанные на осо­бенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класса распределяет свою похвалу или порицание».

«Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), т.к. ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Преж­де всего, это участие в войне. Война — тяжелое испытание для че­ловека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву от­влеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство са­мосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная вер­ность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспиты­вался также принцип гуманности — чувство сострадания к побеж­денному врагу.

Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.

«В современных условиях всему многонациональному народу Рос­сии и особенно ее Вооруженным силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В ее основе должны лежать ценности, проверенные тыся­челетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Роди­ны. Даже сегодня, в кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские во­ины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.).

Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззре­ние, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституци­онному долгу.

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения; объединяе­мые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная от­ветственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к де­лу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские риту­алы и традиции», «военная форма одежды» объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение от­ношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодежь все более негативно относится к военной службе по призыву.

Такое же негативное отношение к службе в Вооруженных силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках. Вспомните, с каким трудом шел призыв молодежи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Boopyженных силах. При опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона […]; […] до 80% призывников, по данным социологическим исследований, не хотят служить в армии; почти каждый пятый студент полагает, что военная служба — это один из видов государственной Деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба — эта малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%). «Не хочу служить в армии, и никто меня не заставит». Такие высказывания сегодня популярны среди молодежи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Продолжает расти число отказников и дезертиров.

Анализ этих источников показывает, что отрицательное отношение молодежи к армии будет усиливаться. И повлияет это, прежде всего, на снижение качества личного состава Вооруженных сил, что нанесет непоправимый урон национальным интересам России. […]

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3—4 года находились якобы в розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность — лучшая почва для взращивания в обществе беззакония.

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебреже­ние задачами воспитания молодежи.

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, будет осуществляться наибо­лее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

воинская честь военнослужащих срочной службы будет рас­сматриваться

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь