Урок 24. Цветная металлургия

0
1456
информатика

Цели: сформировать представление о размещении предприятий цветной металлургии; определить факторы размещения заводов цветной металлургии, выявить изменения в размещении предприятий в последние десятилетия.

Оборудование: карта «Цветная металлургия мира», атласы.

Ход урока

Опрос

На заседании в Череповце была продемонстрирована карта мира, на которой отмечен ряд зарубежных городов. В них расположены предприятия, с которыми намечается осуществление совместных проектов ведущими пред­приятиями юрода, подумайте, какие города отмечены на этой карте? (Города в которых есть комбинаты полного цикла черной металлургии, работающие на привозном угле и привозной руде, например, Балтимор, Торонто и т.д.)

Чем объяснить тот факт, что от создания комбинатов черной метал­лургии в настоящее время все больше переходят к созданию заводов ма­лой мощности?

Почему в Германии основные центры черной металлургии сформи­ровались во внутренних районах страны, а в Италии — на побережье Сре­диземного моря? Укажите не менее двух причин. Назовите центры. (В Италии нет своего сырья и топлива. Страна вынуждена закупать сырье. Поэтому предприятия располагаются на побережье. Например, Торонто.)

Какой регион мира является лидером по добыче железной руды? По производству стали?

Какие страны мира практически полностью экспортируют добыва­емую железную руду?

Выделите столицы двух стран с наибольшими объемами экспорта железной руды: Киншаса, Джорджтаун, Лондон, Сантьяго, Претория, Кингстон, Монровия, Конакри, Парамарибо.

Какие изменения происходят в размещении предприятий черной металлургии в настоящее время?

Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплав­ке черных металлов? Какие стадии металлургического цикла здесь рас­положены?

Тестирование (см. приложение)

Изучение нового материала

Этапы производства цветных металлов

Цветная металлургия является старейшей отраслью промышленнос­ти. Включает в себя несколько стадий: добычу сырья, обогащение, полу­чение металла, рафинирование некоторых цветных металлов, получение сплавов.

Низкое содержание металла в руде требует обязательного обогаще­ния. Так как в рудах цветных металлов обычно содержится большое ко­личество различных металлов, при выплавке последовательно выделяют каждый компонент.

Обогащение происходит в плавильных печах, таким образом получа­ют черновой металл. Но в черновом металле содержится много примесей, поэтому его рафинируют. Из полученного чистого металла получают раз­личные профили.

Факторы размещения предприятий цветной металлургии Размещение предприятий цветной металлургии происходит под дей­ствием разных факторов. Во-первых, это сырьевой фактор, так как для получения, например, 1 тонны меди необходимо переработать 100 тонн руды, для получения 1 тонны олова нужно переработать 300 тонн сырья. Во-вторых, энергетический фактор, особенно энергоемким производ­ством является алюминиевая промышленность. Поэтому заводы алюми­ниевой промышленности размешаются около электростанций, в данном случае особо привлекательными для алюминиевой промышленности яв­ляются гидроэлектростанции. В последнее время большое значение для размещения заводов цветной металлургии является наличие вторичного сырья. За счет переплавки производится 1/5 олова, до 2/5 меди. Основные металлы, востребованные мировой экономикой Ныне цветная металлургия производит около 62 металлов. Но основ­ная доля приходится на медь, алюминий, цинк, свинец. Во второй поло­вине XX века особенно быстрыми темпами растет алюминиевая промыш­ленность.

Районы добычи руд и районы получения цветных металлов Задание: На основании данных карт атласа проанализируйте районы добычи руд и районы выплавки цветных металлов, результаты анализа занесите в таблицу. Сделайте вывод о том, какие страны имеют ориента­цию на собственное сырье, а какие на привозное.

Беседа по итогам работы

После проверки качества заполнения таблицы, учитель предлагает сравнить страны добывающие руды цветных металлов и страны, произво­дящие чистый металл.

Какую закономерность можно выявить в размещении заводов по получению черновых и рафинированных металлов? (Этапы добычи и обо­гащения руд больше представлены в развивающихся странах, это связано с тектоническими особенностями данных территорий, именно в развиваю­щихся странах сосредоточены запасы руд цветных металлов. Например, доля алюминиевых руд, находящихся на территории развивающихся стран, составляет 1/2, а доля олова — 4/5 мировых запасов. Производства по получению чистого металла находится преимущественно в развитых стра­нах, так как это более экологически чистое производство, но и более энерго­емкое.)

Какие из развивающихся стран имеют верхние этажи производства цветной металлургии на территории своих стран? (В последние десятиле­тия энергоемкие производства цветной металлургии могут позволить себе и не очень развитые страны, такие как Китай, Бразилия, Чили.)

В какой отрасли цветной металлургии размещение производства не изменилось? (В медной, в этой отрасли по-прежнему главным фактором является сырьевой.)

Почему Китай, Бразилия, Чили, Индия, Венесуэла размещают и развивают цветную металлургию? (Это связано с несколькими причинами, во- первых, это наличие сырьевой базы в данных странах, ,во-вторых, нали­чие достаточно развитой энергетики, в-третьих, в эти страны выносятся грязные производства из развитых стран.)

Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв меду районами добычи и получения чистого металла? {Для алюминиевой.)

Почему доля развивающихся стран в получении цветных металлов растет усиленными темпами, по сравнению с развитыми странами? (Они принимают грязные производства из развитых стран.)

Какая страна является бесспорным лидером по всем показателям цветной металлургии? {США.)

V. Домашнее задание

Встретившись на международной выставке «Цветные металлы», специалисты медной промышленности из 6 стран разговорились о том, как каждый из них проводит дома досуг. Двое оказались заядлыми лыж­никами, причем один из них сообщил, что снег в окрестностях города лежит большую часть года и с гордостью сообщил, что комбинат, на котором он работает — самый северный в мире. Двое других пожалова­лись на постоянную жару, при этом один из них сетовал на сухость кли­мата, а второй на тропические ливни и сырость. Оказалось, что пятеро из них живут поблизости от крупных озер, правда, купаются в них дале­ко не все из них — где-то слишком холодно, а в двух — вода соленая (кстати, выяснилось, что двое из них живут в городах одноименных с озерами). Только один из них похвастался, что по выходным плавает в океане. Другой ответил, что ему для поездки на пляж нужен загранпас­порт. Трое — любители лыжных прогулок. Двое — коллекционеры минералов, один из них назвал свой полуостров — минералогическим музеем, другой уверял, что его край еще недавно был белым пятном на карте, и здесь можно найти неизвестные науке минералы. Представите­ли каких стран встретились на выставке? Как называются города, отку­да они приехали? Какая из этих стран больше всех добывает руды? Ка­кая страна вплавляет больше металла?

Вспомнить из курса 9 класса значение отрасли машиностроения.