Урок 24. Цикличность развития экономики

0
565
английский

Цели: Познакомить с основными циклами развития экономики, дать представ­ление о цикличности развития экономики. Сформировать представление о вкладе русского ученого Н. Д. Кондратьева в экономику.

Оборудование: Схема циклов Н. Д. Кондратьева.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

Что такое хозяйство России? (Хозяйство – совокупность предприятий и уч­реждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.)

Что такое отрасль хозяйства? (Совокупность предприятий, производящих од­нородную продукцию или учреждений, оказывающих однородные услуги.)

Приведите примеры отраслей хозяйства. (Машиностроение, автомобиле­строение, транспорт, здравоохранение и т. д.)

На какие сферы делится хозяйство России? (Производственную и непроизвод­ственную.)

В чем различие между сферами производства? (Производственная сфера со­стоит из предприятий, которые участвуют в производстве материальных благ, а непроизводственная сфера предоставляет услуги.)

Что такое МОК (межотраслевой комплекс)? (Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга, имеющих общую цель производства.)

Что такое структура хозяйства? (Состав, соотношение отраслей хозяйства.)

Назовите ведущую отрасль хозяйства России? (Промышленность.)

Почему в течение XX века увеличилась доля занятых в промышленности и в не­производственной сфере и уменьшилась в сельском хозяйстве? (Доля занятых в промышленности увеличилась в результате политики индустриализации, про­водимой правительством и коммунистической партией СССР в 30-60 годах. Увеличение занятости в промышленности происходило за счет мигрирующих из сельской местности крестьян – процесс урбанизации. Увеличение занятых в непроизводственной сфере объясняется техническим процессом (автоматиза­ция, механизация), который позволил повысить эффективность производства.)

Назовите 3 сектора экономики. (Первичный, вторичный, третичный.)

Какие структуры хозяйства характерны для этих секторов?

Назовите 3 этапа развития общества и экономики. На каком этапе находится экономика России? (Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриаль­ный. Экономика России находится на индустриальном этапе развития.)

Изучение нового материала

На доске записан эпиграф к уроку:

Дела людей, как волны океана,

Подвержены приливу и отливу.

Воспользуйся приливом – и успех С улыбкою откликнется к тебе.

С отливом же все плаванье твое В тяжелую борьбу преобразится – С мелями и невзгодами.

У. Шекспир

Великий английский поэт Уильям Шекспир пишет о взлетах и падениях чело-

веческой жизни. Но эти стихи отражают и периодичность развития общества, эко­номики, которую обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.

Д. Кондратьев выделил длинные волны в развитии экономики – или техноло­гический циклы.

Каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый техноло­гический уклад. Понижение волны соответствует спаду, депрессии в экономике. Таким образом, структура промышленности не остается неизменной. В каждом цик­ле ведущие отрасли меняются.

Развитие хозяйства не может развиваться только на подъеме. Подъемы сменяют­ся кризисами (спадами) в экономике. Каждый цикл охватывает около 50 лет.

Работа с таблицей

Охарактеризуйте циклы Кондратьева (по табл. 6, с. 108, уч. А.). Какой цикл идет сейчас? Что является причиной смены одного цикла другим?

Задания:

По уч. Д. вопросы на с. 84-85.

Какие производства определили развитие каждого уклада цикла?

Назовите страны, являющиеся технологическими лидерами каждого цикла.

Дайте характеристику любому циклу (задание можно дать на группу).

Какие особенности имеет V цикл. (Ключевым фактором развития пятого цикла являются кибернетика, информационные системы, телекоммуникации, роботостроение, космические и лазерные технологии. Цикл начался с середи­ны 80-х гг. XX века. Пик большой волны придется на 23017-20 гг. Далее будет период депрессии до 2040 года.)

Домашнее задание

По уч. А.: §24, вопросы на с. 109.

По уч. Д.: с. 83-85, вопросы на с. 84-85.

Дополнительный материал

Н. Д. Кондратьев

Николай Дмитриевич Кондратьев – родился в 1892 г., окончил юридический фа­культет Петербургского университета. В начале 20-х гг. он выдвинул идею длин­ных волн (циклов) в развитии экономики. В 1928 г. в институте экономики

Н. Д. Кондратьев сделал доклад «Большие циклы конъюнктуры», который и принес ученому большую известность. Работая над теорией больших циклов, Кондратьев учитывал цены, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна в ряде стран Европы за период 100-150 лет.

В советское время Н. Д. Кондратьев основал Конъюнктурный институт, где успешно работал. И. Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов.

Н. Д. Кондратьев погиб в сталинских застенках в 1938 году.

Научные труды Н. Д. Кондратьева впервые были изданы только в 1989 г. Его теория больших циклов (длинных волн) не вписывалась в планы поступательного развития промышленности СССР. Ударные стройки, пятилетки, отрасли с тяже­лой промышленности, которые должны были быстро развиваться, по планам пар­тийной верхушки не предполагали депрессий. «Загнивающий империализм», имевший не только периоды депрессий (спадов), но и подъемы экономик по теории циклов Кондратьева имел право на развитие и существование. По теории Марксизма- Ленинизма империализм должен был уйти в небытие во всех странах.