Урок 23. Новые индустриальные страны Азии. Экономическая и социальная география мира

0
898
информатика

Цели и задачи урока:

1. Расширить географические знания по странам Юго-Восточной Азии.

2. Сформировать навыки работы с компьютером, дополнительной литературой, статистическими данными, интернет-источниками; умение анализировать и обобщать полученные знания.

3. Раскрыть необходимость качественного образования и дисциплинированности.

Форма урока: Урок-презентация

Метод обучения на уроке: Проблемно-поисковый

Оборудование урока (в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т. п.)

Политическая карта мира, атласы, контурные карты. Компьютер, мультимедийная установка. Презентации к уроку. Программы Power Point, Publisher, Excel, Word.

Ход урока

Цель: Установить причины экономического «взрыва» НИС.

Задачи:

1. Изучить черты экономики НИС.

2. Выявить причины экономического процветания НИС.

3. Показать преимущества и недостатки экономического «взрыва».

4. Составить модель экономического развития НИС.

Организационный момент. Заключительный урок по изучению Азиатских стран, посвящен группе НИС. Повторение пройденного материала: общая характеристика Новых индустриальных стран.

В основе развития НИС лежит Японская модель. Назовите основные направления «Японской модели экономического развития».

Группа НИС относится к развивающимся странам Азии, но их называют азиатские «тигры» или «драконы». Почему?

В ходе выступления учащихся, устанавливаются причины экономического «взрыва» и выявляется лидирующее положение НИС, заполняется таблица “ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН”.

Презентация 1. «Страна утренней зари – Корея». Ученическая презентация.

Презентация 2. «Сингапур – азиатский Роттердам». Ученическая презентация.

В 1980-е годы появляется ещё одна группа НИС, которых называют азиатскими «тигрятами», это: – Индонезия – Малайзия – Таиланд

Презентация 3. «Малайзия – страна двух миров». Ученическая презентация.

Презентация 4. «Таиланд». Ученическая презентация.

Анализ слайдов, графиков; заполнение таблицы.

Вопросы на усвоение нового материала: назовите отрасли экономики, в которых НИС занимают лидирующее положение. Назовите причины экономического «взрыва» НИС, выделите положительные и отрицательные причины роста.

Причины быстрого экономического роста «+»:

· Выгодное ЭГП, пересечение транспортных магистралей.

· Ориентир на огромные дешевые дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.

· Развитие наукоемкого производства.

· Максимальное привлечение иностранного капитала и гибкая налоговая политика. Создание свободных экономических зон.

· Модернизация сельского хозяйства и использование освободившихся трудовых ресурсов в промышленности.

· Серьезная работа на внутреннем рынке.

Причины быстрого экономического роста «-»:

· Ограничение деятельности профсоюзов.

· Низкая оплата труда, условия труда близки к капитализму в Европе 19 века.

· Хищническая эксплуатация природных ресурсов.

Составьте модель экономического развития НИС.

– Выгодное ЭГП, пересечение транспортных путей.

– Привлечение иностранного капитала.

– Создание свободных экономических зон (СЭЗ).

– Развитие наукоёмкого производства.

– Ориентация на огромные дешёвые, дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.

И в заключение урока запомните: Образование, дисциплина и культура – это основа успеха.

Домашнее задание: дополнить таблицу, обозначить на контурной карте НИС.

Межпредметные связи: География, история, биология

Используемые ресурсы:

1. Максаковский В. П., Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Просвещение, 2000 и последующие годы издания.

2. Винокурова Н. Ф., Трушин В. В., Глобальная экология. 10-11 класс.- М.: Просвещение, 1998.

3. География. 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, учебное издание.- М.: Дрофа, 1999.

4. Большой атлас мира «Глобус». Азия /пер. с нем.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006