Урок 23 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «КРАСОТА В БЫТУ ЛЮДЕЙ. СОЗДАЕМ КРАСИВЫЕ УЗОРЫ ДЛЯ ПОДАРКА МАМЕ ИЛИ БАБУШКЕ» (гуашь)

0
435
хакер

Цели: активизировать запас эстетических знаний и представлений учащихся по теме, обеспечить связь новых познаний с прежними, показ общего и разного в образных решениях; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; усвоить особенности композиции узора в квадрате; формировать умение заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора и подбирать красивое сочетание цветов; воспитывать любовь и уважение к близким, душевную доброту.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы (фотографии) вышивки (Рязань, Владимир, Вологда), кружева (Вологда); образцы педагогического рисунка «Красота в быту людей» (гуашь).

Литературный ряд: стихотворения – Агния Барто «Разлука», Н. Саконская «Разговор о маме», Валентин Берестов «Праздник мам».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

 Ребята, какой скоро будет праздник?

Правильно, скоро будет праздник ваших бабушек и мам.

Послушайте стихотворение:

РАЗГОВОР О МАМЕ

Мама!

От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща,

За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим ее и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце свое.

И просто за то,

Что она – наша мама.

Мы крепко и нежно

Любим ее.

Н. Саконская

Вот такое стихотворение о маме. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

И в Международный женский день 8 Марта вы будете поздравлять своих мам и бабушек. Послушайте, какое стихотворение Агния Барто посвятила маме.

РАЗЛУКА

Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки…

Только мы теперь в разлуке,

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор,

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски,

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе.

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,

Говорит: «Потерпим малость,

Десять дней еще осталось…»

И наверно, по привычке

Или, может быть, от скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Для ваших близких женщин лучшим подарком будет тот, который вы выполните своими руками. Сегодня на уроке вы создадите праздничные узоры для салфетки, очешника или тарелочки.

III. Актуализация знаний учащихся.

В нашей стране издавна выполняли мастерицы красивые вышивки на полотенцах, кружева для одежды и постельного белья.

 Кто из вас знаком с богатством русских узоров?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в России и сегодня. Прославленными центрами народных художественных промыслов являются Рязань, Владимир и Вологда.

Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.

Вышивка не требовала сложного оборудования: игла, нитки, холст – вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.

Особую ценность представляет крестьянская вышивка, она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева, все более входившего в быт разных слоев населения. Спрос на кружево был настолько значителен, что его изготовлением стали заниматься не только в городе, но и в сельской местности. Сложился ряд центров кружевного производства как типичных народных промыслов, где мастерицы изготовляли кружево на продажу.

Вологодское кружево пользуется большой популярностью как в нашей стране, так и за ее пределами. Для этого центра в прошлом были характерны в основном мерные кружева, а с конца XIX – начала XX в. стали преобладать штучные изделия. По заказу скупщиков мастера выполняли кружевные подзоры, покрывала, накидки на подушки, а также дополнения к костюму – жабо, воротники, душегреи, демонстрируя высокое исполнительское мастерство, талант составления разнообразных узоров, точное соответствие характера кружева его назначению. Так, в интерьерных кружевных изделиях рисунок был массивным с крупными деталями орнамента, широкими каймами, обрамляющими края покрывал и накидок. Для одежды выполняли более тонкие и изящные по приемам плетения кружева, это учитывают в своей работе и современные кружевницы Вологды. Вологодское кружево строится из условных растительных мотивов, превращающихся в непрерывный орнамент, в котором узор четко выделяется на фоне прозрачной решетки, образуя ритмические акценты то равномерно плотного узора, то облегченного. В большей части вологодских кружев используют энергичные движения сплошного узора, включение в него различных технических приемов. В одной скатерти можно увидеть и прозрачную полотнянку, с помощью которой чаще всего выполняется вилюшка (извивающаяся линия), и разнообразные сетки, и плотные сновки и др.

Примечание. Сновки – это дополнительные диагональные нити, проложенные поверх сетки, с помощью которых создается паутинообразная основа.

В 1950-е годы в кружевном вологодском промысле появляются большие уникальные изделия – панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц. Кроме того, создаются тематические панно.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Посмотрите на эти образцы народной вышивки. Неповторимые художественные особенности имеет рязанская вышивка. Традиционная вышивка Рязанской области связана с украшением одежды. Очень яркая по цвету, с традиционным колоритом, построенным на сочетании ярких красных, зеленых и золотисто-желтых цветов.

А вот образец вологодской вышивки. В Вологде, как правило, были геометрические вышивки, рядом с которыми нередко можно встретить условное изображение барса, птицы, человеческой фигуры, древа жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на подзорах, концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. В узоре вышивки всегда выделяются более крупные мотивы орнамента, вокруг которых группируются в определенном порядке мелкие мотивы и просветы фона.

Веками отрабатывались композиционные приемы построения узора, сочетания в одной вещи сложных орнаментальных мотивов и простых узорных полос. Старинные вышитые подзоры нередко украшали сложными многофигурными композициями с изображением барса с поднятой лапой, карет, замков, повозок. На концах полотенец чаще всего размещали трехчастные фризовые композиции: в центре – женскую фигуру или древо жизни, а по краям – какие-либо другие фигуры.

Своеобразная вышивка получила развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь со всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка – так называемые владимирские швы. Посмотрите, эта очень крупная декоративная гладьевая застилистая вышивка красным по белому фону, которую также дополняют всевозможными разделками – «сеточками», «паучками», «звездочками», но без выдерга нитей. Узор вышивки в основном растительного характера.

Показ образцов вышивок.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Посмотрите, как можно украсить форму очешника. Вспомните особенности ритма элементов в круге (для тарелочки) и ритма элементов в прямоугольнике (для салфетки).

Узор иначе называется орнаментом. Орнамент (лат.) – значит «украшение». Большинство предметов быта украшено узорами, орнаментировано.

Художник декоративного искусства никогда не компонует просто узор. Он всегда учитывает, какое место на предмете узор будет занимать, какую его часть он должен украшать. Художник думает о членениях предмета, о взаимосвязи его частей, помнит о бытовом назначении вещи, о материале, из которого она сделана.

Говоря о композиции узора, следует, прежде всего, отметить связь композиции с формой вещи. Например, в компоновке узора для шкатулки, коробки учитывается созвучие узора на крышке и на боковой поверхности вещи.

В каждой из форм – квадрате, круге, прямоугольнике – могут быть свои комбинации узора.

Очень важно проверять рисунок по построению и сохранению размеров частей, их взаимному положению, сохранению характера узора.

Выполняя работу в цвете, вы должны грамотно подбирать различные сочетания цвета. Можно выбрать:

– контрастное сочетание двух цветов;

– контрастное сочетание трех цветов (подбирается с учетом различной светлоты цвета);

– сочетание двух цветов одной тональности и третьего – контрастного;

– сочетание трех-четырех цветов (с введением серого).

Желательно сочетание цветов подобрать на палитре (отдельном листке) предварительно.

Объяснение иллюстрирую показом народных узоров.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель. Я выполню эскиз узора для салфетки прямоугольной формы, приближенной к квадрату. Значит, композиция будет замкнутая (см. Приложение 1). Можно по-разному размещать узор в квадрате:

1. Каймовое решение. Рисунок выполняется вдоль сторон квадрата. Кайма может быть широкой или узкой или состоять из нескольких различных полос.

2. Можно разместить элементы в центре и по кайме квадрата. При этом центр квадрата, как правило, оформляется мелким геометрическим, цветочным или тематическим рисунком.

3. Большое значение имеют углы и центр в квадрате, и я выбираю именно такую композицию. Учитываю симметричное построение элементов узора в углах по диагоналям квадрата, служащим осями симметрии.

4. Акцент на оформление одного угла симметричным или ассиметричным мотивом, остальное пространство заполняется мелким рисунком.

Посмотрите примерные схемы композиций узора в квадрате. Композицию узора можно составить на основе одной из схем, показанных на доске. Но мне хочется, чтобы вы проявили творческую фантазию и, отойдя от схем, показанных на доске, обогатили их, сохраняя композиционную цельность узора.

Последовательность выполнения эскиза узора для салфетки (см. Приложение 2):

1. Намечаю положение квадрата на плоскости листа. Делаю это таким образом, чтобы и справа и слева было одинаковое расстояние. Снизу и сверху квадрата тоже стараюсь выдержать одинаковое расстояние.

2. Я выбрала следующую композицию – в центре салфетки будет изображен крупный цветок, а в каждом из четырех углов – мелкие цветы такой же формы и цвета. Кроме того, по углам будут расположены листики. Цветы намечаю в кругах, поэтому выполню в це

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь