Урок 22. Электроэнергетика мира

0
1544
текстуры

Цели: сформировать представление об электроэнергетике мира: стра­нах с высоким количеством электроэнергии на душу населения и низ­ким, о странах с различной структурой энергетического баланса.

Оборудование: статистические материалы, карта «Топливно-энерге­тический комплекс мира», учебники, атласы.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Учитель может выборочно взять несколько контурных карт на про­верку. Остальные учащиеся обмениваются картами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку.

Опрос

Задания на понимание причинно-следственных связей:

Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран втрое место по производству промышленной продукции, по потреблению пер­вичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? (Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в произ­водство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.)

Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему про­мышленного производства относятся к группе стран с низким потребле­нием энергетических ресурсов? (Эти страны с высокой численностью
населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энер­горесурсов.)

Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? (Наиболее бедные страны).

Задания на знание фактического материала:

Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? (США, страны Карибского бассейна, Бра­зилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.)

Доля, какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы при­чины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования?

Тестирование

Учитель проводит тестирование (см. приложение).

Изучение нового материала

Вспомните материал 9 класса. Какие виды электростанций вы знаете? В чем преимущества каждого вида электростанций? Каков энергетичес­кий баланс в России?

Энергетический баланс в мире

Задание: Проанализировать таблицу, выявить регионы с большой вы­работкой электроэнергии. (Можно построить столбчатую диаграмму на доске или в тетрадях.)

Структура выработки электроэнергии (%, 90 гг.)

Задание: Выделить регионы с преобладанием определенных видов электростанций. Результаты сравнения регионов вынести в таблицу. Объясните полученные результаты.

В мире в целом преобладают регионы с высокой долей ТЭС, особен­но велика доля ТЭС в Зарубежной Европе. В Латинской Америке пре­обладают ГЭС, это связано с наличием здесь рек с высоким гидропотен­циалом, а также нет необходимости строить ТЭС — на материке преоб­ладают районы с жарким климатом. В Зарубежной Европе и Северной Америке в энергетическом балансе высокая доля АЭС. Это вызвано тем, что страны Европы не имеют рек с высоким гидропотенциалом, а топли­во они вынуждены закупать.

Задание: Пользуясь данными таблицы «структура выработки элект­роэнергии», высчитайте долю стран «Севера» и «Юга» в производстве электроэнергии. Сделайте вывод. {Доля в производстве электроэнергии в странах «Севера» выше, чем в «Странах Юга».)

Структура выработки электроэнергии на разных электростанциях по странам мира.

Учащимся предлагается заслушать доклады об электростанциях мира и заполнить данную схему.

ГЭС мира

В некоторых странах большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС: в Швеции и Египте — 50-60%, в Швейцарии и Новой Зелан­дии — более 90%, в Норвегии — практически вся. Теоретически гидро­потенциал планеты Земля оценивается в 33-49 трлн кВт.ч, а экономичес­ки возможен (при современном уровне техники) — в 15 трлн кВт.ч.

Степень освоенности гидропотенциала в разных странах разная. ( В целом по миру 14%.) В Японии он используются на 2/3, в США и Кана­де – на 3/5, в Латинской Америке на 1/10. а в Африке на 1/20 гидроре­сурсов. В настоящее время в мире действует около 110 ГЭС, большин­ство (около 50%) из них находится в развитых странах. Крупнейшими по мощности из действующих за рубежом ГЭС могут считаться: «Итайпу» – на реке Парана, венесуэльская «Гури» на реке Карони. В некоторых странах практически весь потенциал использования рек исчерпан (Шве­ция, Норвегия, ФРГ и др.). В энергоснабжении многих стран ГЭС игра­ют решающую роль. Например, в Норвегии, Австрии, Новой Зеландии, Бразилии, Гондурасе, Гватемале, Танзании, Непале, Шри-Ланке, Кана­де, Швейцарии.

Задание: Выделить по карте атласа страны преобладанием ГЭС.

ТЭС мира

В мире по-прежнему преобладают ТЭС, работающие на минераль­ном сырье, главном образом, угле, нефти, газе. ТЭС, могут работать на угле (ЮАР, Китай, Индия, Польша, Австралия, ФРГ); на газу (Норве­гия, Алжир, Россия); на мазуте (страны Северной Африки, Ближнего Востока). Но такие электростанции экологически опасны, поэтому доля электроэнергии выработанной на них постепенно уменьшается.

АЭС мира

В последние 20 лет производство электроэнергии на АЭС выросло более, чем в 10 раз. До начала 90 гг. производство росло опережающими темпами по сравнению с другими типами электростанций. Особенно вы­делялись развитые страны. Это объяснялось более низкими потребнос­тями АЭС в сырье, чем ТЭС. Однако темпы роста в конце 90 гг. резко замедлились, сказывалось падение цен на нефть и психологическое впе­чатление от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее, в 32 странах мира действуют АЭС. Больше всего доля АЭС в общем про­изводстве электроэнергии во Франции, Японии, США, Германии, Вели­кобритании, России. А по доле в выработке энергии на АЭС выделяются Литва, Бельгия, Франция. Крупнейший атомно-энергетический комп­лекс — «Фукусима» в Японии, насчитывает 10 энергоблоков. К числу главных производителей уранового концентрата относятся Канада, США, Австралия, Намибия, Россия.

Альтернативные источники энергии

Информацию об альтернативных электростанциях учитель предла­гает учащимся взять из учебника или заслушать доклад одного из уча­щихся.

Геотермальные электростанции: страны центральной Америки, Фи­липпины, Исландия, Россия, Япония, США.

Приливные электростанции: Франция, Великобритания, Канада, Рос­сия, Индия, Китай.

Солнечные электростанции есть в 30 странах мира.

Ветроэнергетические установки: Западная Европа (ФРГ, Дания, Ве­ликобритания, Нидерланды), США, Индия, Китай.


Во многих странах электростанции принадлежат государству (Фран­ция, Италия), в некоторых странах — частному капиталу (США, Япо­ния, Великобритания), существует так же ряд стран, в которыз электро­станции находятся в смешанной собственности (Германия).

Электроэнергия передается по системе международных ЛЭП. В боль­шинстве стран существуют единые энергосистемы, хотя в США, Канаде, Китае, Бразилии их нет.

Организации, связанные с электроэнергетикой

Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом) – интег­рационная группировка 12 стран — членов ЕС. Создано в 1958 году с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран- участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.

Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), созда­но в 1957 году для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет (2000 год) 130 го­сударств. Местопребывание — Вена.

Закрепление изученного материала

Определите лидера по выработке электроэнергии в Африке (ЮАР.)

Выделите страну, лидирующую по выработке электроэнергии на душу населения: Мавритания, Ливия, Мали, Чад, Нигер.

Отметьте страну, структура электроэнергетики которой отличается от других стран. Южная Корея, Литва, Бельгия, Италия, Франция. (Во всех странах, кроме Италии, большая часть электроэнергии вырабатыва­ется на АЭС.)

Статистические данные:

Домашнее задание

Читать текст учебника на с. 130-131.

Отметить в контурных картах страны с высокой и низкой долей вырабатываемой электроэнергии на душу населения.