Урок 22. Экономика как наука

0
459
английский

Цепи: ознакомить с основными понятиями темы; развивать экономическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель объявляет тему и цели урока.)

Экономика как наука имеет свои законы и закономерности, изучение которых поможет лучше адаптироваться к реалиям современной России.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Экономика как наука.

2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

3. Типы экономических систем.

4. Факторы производства и факторные доходы.

II. Изучение нового материала

Перед изучением нового материала выполним задания «Знаешь ли ты экономику?»

(По выбору учителя может быть индивидуальная или парная работа.)

Время на выполнение работы – не более 17 минут.

1. Гамбургер в Нью-Йорке стоит 1,2 доллара, а во Франкфурте-2 евро. Курс доллара к евро, рассчитанный через гамбургер, составляет…

а) 1,8; 6)0,6; в) 0,54.

2. После приватизации производительность труда на фабрике выросла на 50%, а продолжительность рабочего дня сократилась на 50%. Как в результате изменится объем производства?

а) уменьшится на 25%;

б) останется неизменным;

в) увеличится на 25%.

3. Стоимость рубля была жестко привязана к золоту по реформе…

а) Петра I; б) Столыпина; в) Витте.

4. Пропорциональное сокращение определенных статей государственного бюджета называется…

а) секвестр; б) семестр; в) кадастр.

5. Банановой республике необходимо на год 1 ООО тонн бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны собранных бананов 50% себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило на год?

а) 1500 тонн; б) 2500 тонн; в) 2000 тонн.

6. С каждого проданного килограмма свеклы фермер должен заплатить 20% налога. Сколько денег фермер заплатит в бюджет за 150 кг свеклы, если ее цена с налогом 7 рублей за килограмм?

а) 175 рублей; б) 210 рублей; в) 150 рублей.

7. В Изумрудном городе уменьшились цены на все товары и услуги. Такое явление называется…

а) девальвация; б) инфляция; в) дефляция.

8. В связи с кризисом правительство Бразилии приняло решение обесценить «реал» – национальную валюту – на 9%. Это означает, что…

а) цены на бразильские товары в реалах упадут;

б) цены на американские товары в долларах ИЛА вырастут;

в) цены на бразильские товары в долларах США упадут.

9. Акакий Акакиевич Башмачкин имеет дополнительный доход от сдачи в аренду садового домика на летнее время. Обязан ли он по закону уплатить подоходный налог с этого дохода?

а) обязан в любом случае;

б) обязан только в случае, если он указал этот источник дохода в налоговой декларации;

в) нет, так как этот доход получен им не по основному месту работы.

10. Чтобы лучше знать, какие товары необходимо производить, компания должна провести…

а) рекламную кампанию;

б) презентацию новых товаров;

в) маркетинговое исследование.

11. На острове Робинзона Крузо растут только кокосы и финики. Если он будет собирать одни кокосы, то соберет их 800 штук в год, а если только финики, то 1200 штук в год. Какое количество кокосов и фиников должен собрать Робинзон, чтобы получить максимум удовольствия, если удовольствие от потребления им одного финика вдвое меньше, чем от одного кокоса?

а) 0 фиников и 800 кокосов;

б) 1200 фиников и 0 кокосов;

в) 350 фиников и 600 кокосов.

12. Акции компании «Пузырь» приносят 20% годовых, «Соломинка» – 15% годовых, «Лапоть» – 10% годовых. Какой из предложенных наборов акций принесет наибольший доход, если цена всех акций на начало года одинаковая?

а) 5 акций «П», 2 – «С», 3 – «Л»;

б) 5 акций «П», 1 – «С», 4 – «Л»;

в) 5 акций «П», 4 – «С», 1 – «Л».

13. В большинстве стран мира доллар США является…

а) резервной валютой;

б) национальной валютой;

в) запрещенной валютой.

14. Ученик Крышкин изобрел жидкость, с помощью которой можно становиться невидимым для контролеров в транспорте. Кто в конечном итоге будет оплачивать его безбилетный проезд?

а) родители Крышкина;

б) учитель химии;

в) неизобретательные пассажиры, оплачивающие свой проезд.

15. Для успешного начала собственного дела прежде всего необходимо…

а) выбрать место для офиса фирмы;

б) вложить все деньги в акции преуспевающей компании;

в) разработать бизнес-план.

16. Стоимость сырья для производства йогуртов возросла на 30%, а заработная плата – на 5%. Как изменится себестоимость производства на 1 единицу продукции, если доля расходов на заработную плату в общих производственных расходах – 20%, а на сырье — 80%?

а) увеличится на 25%;

б) увеличится на 35%;

в) увеличится на 15%.

17. На фабрике фальшивомонетчиков имеется 6 фрезеровальных и 4 сверлильных станка. Для изготовления 10 фальшивых монет (с дырочкой) требуется сначала 20 минут обрабатывать заготовку на фрезеровальном станке, а затем – 15 минут на сверлильном. Какое максимальное количество монет может быть изготовлено из заготовок, обработанных за 8 часов работы?

а) 1200; б) 1280; в) 1440.

Ответы: 1 б, 2 а, 3 в, 4 а, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 а, 10 в, 11 а, 12 в, 13 а, 14 в, 15 в, 16 а, 17 6.

(Затем проверяются ответы и исправляются ошибки. Наша практика показывает, что даже в классах с высоким уровнем подготовки есть ошибки, особенно в вопросах, требующих простейших расчетов. Чтобы сэкономить время, учитель вызывает к доске тех, кто сделал правильные расчеты (задания 2, 17, 16).)

Выполнение даже таких простейших заданий привело к некоторым ошибкам. Это еще раз подчеркивает необходимость усвоения экономических законов и закономерностей.

1. Экономика как наука

– Что такое наука? (Система знаний.)

– Чтотакое закон? Приведите примеры.

– Что такое закономерность? Приведите примеры.

– Прочитайте определение экономики на с. 67.

– Экономика как наука разделяется на микро- и макроэкономику; нормативную и позитивную.

(Учащиеся составляют простейшую схему.)

Микроэкономический анализ основан на изучении поведения отдельных хозяйствующих объектов (фирма, потребитель, домашнее хозяйство).

Макроэкономика анализирует либо экономику как целое, либо такие ее подразделения или агрегированные показатели (агрегаты), как государственный сектор, домашние хозяйства и предпринимательский сектор.

Нормативная экономика описывает ситуацию, какой она должна быть.

Позитивная экономика анализирует реально сложившуюся ситуацию с целью выяснения причин ее несоответствия норме.

– О каком разделе экономики идет речь?

1. Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС – 2007 превысила 30 млн евро. (Макроэкономика.)

2. В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа. (Микроэкономика.)

3. Дотошные англичане сравнили, на какую зарплату живут лидеры стран – членов «большой восьмерки». (Позитивная.)

4. К 2010 году размер пенсии будет составлять в среднем 5000 руб. (Нормативная.)

«Человеку много ль надо?» – это название одного из шлягеров 70-х гг. XX века. Действительно, сколько надо человеку для счастья?

(Учитель смотрит на часы и спрашивает: если в 10.30 (время условное) Старик Хотгабыч, например, исполнил все ваши желания, были ли бы вы абсолютно счастливы в 11.00? Выслушав несколько ответов, учитель задает вопрос: почему нет?)

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения с себе подобными у него формируются новые желания. Эти желания экономисты называют потребностями. Как можно сформулировать закон, о котором только что шла речь?

Человеческие потребности всегда изменяются только в сторону увеличения. Об этом говорит особый экономический закон – закон возвышения потребностей. Например, в силу своих физиологических потребностей человек может съесть за год около 140 кг картофеля. Можно, конечно, съесть и больше, но врачи утверждают, что это будет вредно для здоровья. Сегодня из картофеля можно приготовить более 600 блюд, и поэтому потребность в картофеле не может быть удовлетворена, пока человек не испробует и не насытится всеми блюдами из картофеля. Но мозг наш изобретателен, рецептов приготовления блюд становится все больше. Так появляются новые потребности.

– Почему мы не можем удовлетворить даже первоочередные потребности? (Ограничены ресурсы для их удовлетворения. Ограничены природой и финансовыми, трудовыми, материальными, энергетическими возможностями.)

Все определения эконимики можно свести к следующему. Экономика – это наука, изучающая, как при ограниченных ресурсах максимально удовлетворить потребности человека и общества.

2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость

В условиях ограниченности ресурсов человек всегда стоит перед выбором: куда направить ресурсы. Чтобы произвести или приобрести какой-то товар, всегда нужно забрать ресурсы из производства другого товара. В этом проявляется альтернативная стоимость – цена замены. Она не всегда выражается в конкретных цифрах. Альтернативная стоимость – это отказ от наиболее выгодного варианта или более затратного. Например, администрация города решает вопрос, что построить на пустыре. Вариантов два: либо детскую площадку, либо автостоянку. Городская Дума решила устроить детскую площадку. Следовательно, альтернативной стоимостью является отказ от строительства автостоянки.

(Учащиеся читают о законе обратной пропорциональности альтернативной продукции на с. 70 учебника и записывают определение в тетради.)

Ограниченность ресурсов определяет проблему выбора тех товаров, которые необходимо произвести в первую очередь. Объем этих ограниченных ресурсов составляет границу производственных возможностей общества. Граница производственных во