Урок 20. Контрольно-обобщающий урок: «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция»

0
551
информация

Цели урока: систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их.

Итоговое собеседование сочетает функции повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки и контроль знаний. В ходе занятия учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвое­ния ведущих понятий и идей темы.

На собеседовании целесообразно дать большое количество репродуктивных воп­росов, которые ставятся в логической последовательности и требуют кратких отве­тов. В этом случае в беседу вовлекаются практически все учащиеся, отвечая с места

на вопросы или уточняя ответы одноклассников. Таким образом, собеседование яв­ляется одной из эффективных форм, позволяющих подвести итоги изучения темы.

Оборудование: таблица, схемы, опорный конспект по теме «Железы внутрен­ней секреции»; три варианта карточек для игры «Лото»; конверты с заданиями для групп, цветные жетоны.

Ход урока

Организационный момент

Объявление темы, задач и плана проведения урока.

Актуализация опорных знаний

Разминка. Игра «лото» по теме «Железы внутренней секреции».

Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (карточки

имеют порядковые номера, всего 3 варианта). Термины — ответы на игровых полях:

Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая воп­рос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент — это значительно облегчает проверку.

В ходе игры достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачи­тывает написанные на них вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закры­вает его кружком. Если вся карточка оказывается заполненной правильно – ученику выставляется оценка «№5». Если один ответ неверный — «4». (Можно не выставлять оценки вообще)

Вопросы.

Синий

Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней сек­реции и регулирующие разнообразные функции. {Гормоны.)

Красный

Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, выра­батывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически актив­ные вещества. (Эндокринная система.)

Зеленый

Биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани. (Нейрогормоны.)

Зеленый

Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем. (Гипоталамус.)

Синий

Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности голо­вного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы. (Гипофиз.)

Синий

Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организмам при различных воздействия.(Адреналин.)

Зеленый

Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной же­лезы, сопровождающееся повышением ее функции. (Базедова болезнь.)

Синий

Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образо­вание глюкозы. (Глюкагон.)

Синий

Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте. (Кретинизм.)

Синий

Заболевание, при котором наблюдаются повышенное выделение мочи, поте­ря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов. (Сахарный диабет,)

Красный

Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выде­ление гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбород­ка, языка и т. д. (Акромегалия.)

Красный

Органы, на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)

Зеленый

Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, ока­зывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Ти­роксин.)

Синий

Железа смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Яичники.)

Красный

Система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции. (Гипоталамо-гипофизарная система.)

Синий

Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества. (Железа.)

Красный

Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы. (Инсулин.)

Работа в группах

Класс делится на группы, каждая из которых получает свое персональное задание. Группы дифференцированы, задания тоже.

Группы:

«Оперативники» получают конверт с вопросами репродуктивного характе­ра. Вопросы по одному вытягиваются членами группы. Время обдумывания

3 минуты. Ответы заслушиваются всей группой и оцениваются. Если есть необходимость, ответы корректируются; учащиеся готовятся к выступлению перед классом.

«почемучки» отвечают на вопросы, содержащие слово «почему».

«Аналитики» выполняют усложненные задания.

«Мозговой центр I» и «Мозговой центр II» решают проблемные вопросы, вы­двигают гипотезы.

«Охота за пятеркой». Отдельные учащиеся, показавшие плохой результат на разминке, выполняют тест. (См. раздел «Тесты».)