Цели урока: систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их.
Итоговое собеседование сочетает функции повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки и контроль знаний. В ходе занятия учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.
На собеседовании целесообразно дать большое количество репродуктивных вопросов, которые ставятся в логической последовательности и требуют кратких ответов. В этом случае в беседу вовлекаются практически все учащиеся, отвечая с места
на вопросы или уточняя ответы одноклассников. Таким образом, собеседование является одной из эффективных форм, позволяющих подвести итоги изучения темы.
Оборудование: таблица, схемы, опорный конспект по теме «Железы внутренней секреции»; три варианта карточек для игры «Лото»; конверты с заданиями для групп, цветные жетоны.
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы, задач и плана проведения урока.
Актуализация опорных знаний
Разминка. Игра «лото» по теме «Железы внутренней секреции».
Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (карточки
имеют порядковые номера, всего 3 варианта). Термины — ответы на игровых полях: |
Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент — это значительно облегчает проверку.
В ходе игры достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Если вся карточка оказывается заполненной правильно – ученику выставляется оценка «№5». Если один ответ неверный — «4». (Можно не выставлять оценки вообще)
Вопросы.
Синий
Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции. {Гормоны.)
Красный
Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически активные вещества. (Эндокринная система.)
Зеленый
Биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани. (Нейрогормоны.)
Зеленый
Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем. (Гипоталамус.)
Синий
Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы. (Гипофиз.)
Синий
Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организмам при различных воздействия.(Адреналин.)
Зеленый
Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции. (Базедова болезнь.)
Синий
Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы. (Глюкагон.)
Синий
Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте. (Кретинизм.)
Синий
Заболевание, при котором наблюдаются повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов. (Сахарный диабет,)
Красный
Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка, языка и т. д. (Акромегалия.)
Красный
Органы, на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)
Зеленый
Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Тироксин.)
Синий
Железа смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Яичники.)
Красный
Система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции. (Гипоталамо-гипофизарная система.)
Синий
Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества. (Железа.)
Красный
Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы. (Инсулин.)
Работа в группах
Класс делится на группы, каждая из которых получает свое персональное задание. Группы дифференцированы, задания тоже.
Группы:
«Оперативники» получают конверт с вопросами репродуктивного характера. Вопросы по одному вытягиваются членами группы. Время обдумывания
3 минуты. Ответы заслушиваются всей группой и оцениваются. Если есть необходимость, ответы корректируются; учащиеся готовятся к выступлению перед классом.
«почемучки» отвечают на вопросы, содержащие слово «почему».
«Аналитики» выполняют усложненные задания.
«Мозговой центр I» и «Мозговой центр II» решают проблемные вопросы, выдвигают гипотезы.
«Охота за пятеркой». Отдельные учащиеся, показавшие плохой результат на разминке, выполняют тест. (См. раздел «Тесты».)