Цели: ознакомить учащихся с основами домашнего строительства, правами потребителя, основными семейными обязанностями; продолжить формирование умений работать в группе, анализировать текст учебника и дополнительного материала, аргументировано отстаивать свою точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (личное, семейное потребление; потребитель, права потребителя, семейный бюджет, домашнее хозяйство, досуг), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Семейное право»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 39-41
КАРТОЧКА № 39
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каковы условия вступления в брак и препятствия к заключению брака?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какой закон является основным источником семейного права в Российской Федерации?
– Каковы основные цели семейного законодательства?
– Какие принципы заложены в семейное законодательство нашей страны?
– Где регистрируются браки?
– Почему государство устанавливает минимальный возраст вступления в брак?
– Что делает невозможным заключение брачного союза?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 40
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каковы права и обязанности супругов?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие права супругов относятся к личным?
– Почему важно строить отношения в семье на основе взаимоуважения между супругами?
– Какие обязанности должны выполнять супруги по отношению к своей семье?
– Как определяется выбор фамилии супругов?
– Какие права и обязанности супругов относятся к имущественным?
– Что относится к общему имуществу супругов?
– Как осуществляется продажа движимого и недвижимого имущества семьи?
– В каких случаях изменяется законный режим имущества?
– Какие ограничения на имущественные отношения может внести брачный договор?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 41
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каковы права и обязанности родителей и детей?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие отличительные особенности имеют родительские права по отношению к ребенку?
– Что ограничивает свободу родителей в выборе средств и методов воспитания своих детей?
– Какими правами и обязанностями должны руководствоваться родители в воспитании ребенка?
– Почему суд может отказать родителям в праве на воспитание детей?
– Кого закон признает ребенком?
– Какие права имеет ребенок в семье?
– В каких случаях ребенок нуждается в защите от своих родителей?
– Какие особенности имеет право ребенка на владение собственностью?
– Могут пи дети и родители совместно владеть и пользоваться имуществом друг друга?
– Каковы обязанности детей?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Вспомните, от чего зависит психологический климат в семье. Для ответа воспользуйтесь материалом § 16 учебника 1.
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
– Прочитайте, какие нормы современного семейного законодательства нарушены?
Дополнительный материал
Кирилла Петрович был не один. Князь Верейский сидел у него. При появлении Марьи Кирилловны князь встал и молча поклонился ей с замешательством для него необыкновенным.
– Подойди сюда, Маша,- сказал Кирилла Петрович,- скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.
Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.
– Согласна, конечно, согласна,- сказал Кирилла Петрович,- но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцелуйтесь и будьте счастливы.
Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился.
– Пошла, пошла, пошла,- сказал Кирилла Петрович,- осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке,- продолжал он, обратясь к Верейскому,- это у них уж так заведено… Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом.
Марья Кирилловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю свои слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее, как плаха, как могила.. «Нет, нет,- повторяла она в отчаянии,-лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». [42]
(.Нарушен принцип добровольности вступления в брак.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 39-41, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Личное, семейное потребление.
2. Защита прав потребителя.
3. Деловая жилка.
4. Личный и семейный бюджет.
5. Что означает справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье?
Задача для учащихся: выяснить, почему люди высоко ценят «домашний очаг». Как увеличить доходы семьи и разумно тратить деньги? В чем состоят права потребителя?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 283-289)), законом «О защите прав потребителя» и дополнительным материалом в группах
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Личное, семейное потребление
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
•