Урок 19
Тема: слово – имя собственное
Цели: систематизировать знания учащихся об именах собственных и правилах оформления их на письме; познакомить с правописанием названий населенных пунктов, географических объектов.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка руки к письму.
Пять воробьев на заборе сидели.
Один улетел, а четыре запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел – и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, двое остались.
Попели, напелись и вдруг разлетелись.
Руки с растопыренными пальцами. По мере того как птицы улетают, дети загибают пальцы.
2. Выполнение упражнения 46, с. 55.
– Почему слова написаны с большой буквы?
– Назовите еще имена, начинающиеся с этих букв. Запишите одно имя.
II. Актуализация опорных знаний.
– Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
(Ответы детей.)
Работа у доски.
– Ответьте на вопросы, используя слова второго столбика. Используйте клички животных вместо точек.
1. У кого были котята? |
кошки, были…, у, котята |
2. Как их звали? |
…, …, звали, и, их. |
3. Где паслась корова? |
…, на, паслась, корова, лугу. |
4. Кого Алеша ведет к пруду? |
Коня, …, пруду, к, ведет, Алеша. |
5. Где спит собака? |
на, собака, крыльце, …, спит. |
– Как напишете клички животных?
III. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя.
Учитель заранее готовит запись на доске.
Паровоз
От станции Кушетка
До станции Комод
Вожу я матерьялы –
Там строится завод.
От станции Окошко
До станции Кровать
Вожу я пассажиров
На дачу отдыхать.
С. Погореловский
– На какой станции строится завод?
– У какой станции находится дача?
– Почему слова Кушетка, Комод, Окошко, Кровать написаны с большой буквы?
– Имена-названия есть и у городов, сел, деревень, озер и морей. Сегодня на уроке мы узнаем, как же пишутся эти названия.
– Как называется наша страна?
– Как называется главный город нашей страны?
– Посмотрите на с. 55. Как пишутся эти слова? Напишите их в тетрадь, запомните написание.
Письмо по памяти.
Москва – всем городам мать.
Россия – родина моя!
2. Выполнение упражнения 48.
– Спишите, вставляя слова для справок.
– Почему слова Сосновка, Иваново, Быстрая написали с большой буквы?
– Прочитайте сообщение Грамматика. Согласны ли вы с ним?
– Прочтите правило в красной рамке.
– Приведите примеры к правилу.
3. Выполнение упражнений 49, 50 (по заданию).
IV. Закрепление.
– Исправьте ошибки.
МОЙ АДРЕС
Я живу в Москве. Мой адрес: улица Чехова, дом пять. Рядом Большая площадь пушкина. На ней стоит памятник Александру сергеевичу пушкину. К Красной площади идет улица Тверская.
– Почему вы сделали такие исправления?
V. Итог урока.
– Что называют именами собственными?
– Как пишутся имена собственные?