Цели: Изучить плотность населения России. Познакомить с основными типами сельских поселений, образом жизни жителя села, с особенностями деревенской национальной культуры. Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения проблемы.
Оборудование: Карты плотности населения, политико-административная, физическая; дополнительная литература.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Повторение терминов:
Урбанизация, агломерация, мегалополис, инфраструктура, рождаемость, смертность, половозрастная структура населения, миграция, депопуляция, естественный прирост, иммиграция, эмиграция.
Фронтальная работа по принципу «Я знаю, что…». Учащиеся по желанию или по очереди дают определение. Например, Я знаю, что урбанизация – процесс роста городов и городского населения; распространение городского образа жизни.
Географический диктант:
а) Разница между рождаемостью и смертностью … (естественный прирост).
б) Сокращение численности населения в стране … (депопуляция).
в) Скопление городов вокруг крупного города … (агломерация).
г) Механическое движение населения … (миграция).
д) Выезд людей из страны … (эмиграция).
е) Въезд людей в страну … (иммиграция).
ж) Количество родившихся на 1000 жителей за год … (рождаемость).
з) Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни… (урбанизация).
и) Количество умерших на 1000 жителей за год … (смертность).
к) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения … (инфраструктура).
Проверка результатов проведения социокультурного практикума.
а) экскурсия «Гербы России» (по желанию);
б) рассказ о своем любимом городе (по желанию);
в) проверка результатов исследования по оценке населением своего места проживания.
Проверка задания группы № 3 (с. 79, уч. А.):
а) Нижний Новгород – Горький;
б) Вятка – Киров;
в) Екатеринбург – Свердловск;
г) Самара – Куйбышев;
д) Тверь – Калинин;
е) Екатеринодар – Краснодар;
ж) Ижевск – Устинов;
з) Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград;
и) Рыбинск – Андропов;
к) Царицын – Сталинград – Волгоград;
л) Ульяновск – Симбирск;
м) Пермь – Молотов;
н) Набережные Челны – Брежнев;
о) Владикавказ – Дзауджикау – Орджоникидзе.
Изучение нового материала
План урока-беседы:
Размещение населения России;
Сельское население;
Сельские населенные пункты, их разнообразие;
Проблемы деревни.
78% населения России – это горожане, но 27% населения, почти 1/3 россиян, живут в сельской местности. Как размещается население по территории России, что такое основная зона расселения (или главная полоса расселения), зона Севера, аридная зона? Как живет сельское население России? Чем отличается образ жизни селян? Какие проблемы приходится решать сельскому населению? Умирает ли деревня России? Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
1. Размещение населения России
Население России размещено неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,6 человека на 1 км2. Но в европейской части России плотность составляет 29 человек на 1 км2, а в Сибири 2,5 человека на 1 км2.
В течение XX века население «растекалось» от центра (Волжско-Окского междуречья) на север и восток, где население численно выросло в несколько раз. Население Дальнего Востока возросло в 5 раз, Восточной Сибири в 3 раза, а в Ханты- Мансийском округе – в 33 раза.
На территории России выделяется два типа заселения территории (уч. А. рис. 12, с. 50, уч. Д. рис. 18, с. 51):
Зона очагового заселения: населенные пункты разбросаны по тайге и тундре (зона Севера). Среднее расстояние между ними часто превышает 100 км.
Зона сплошного заселения («основная зона» по уч. Д.), или главная полоса расселения. Ее площадь составляет 1/3 часть территории России, а доля населения, проживающего здесь, составляет более 93% населения России.
Запись в тетрадь
Эквидемические карты – это карты, на которых размеры территории (района) соответствуют не его площади, а численности населения (рис. 11, с. 48, уч. А.).
Задание (работа с картой):
Сравните географическую карту рис. ПА, уч. А., с эквидемическими картами рис. 11Б и 11В. Ответьте на вопросы:
Какие регионы имели наибольший рост населения в течение XX в., т. е. с 1926 г.
(карта Б) по 1989 год (карта В)? (Учащиеся отмечают территории Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного районов.)
Какие районы на эквидемической карте имеют большую площадь, чем на географической карте, т. е. большую численность населения, а значит и большую площадь? (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Москва и Московская область.)
Сельское население
Сельская Россия
Грань между селом и городом расплывчата. Постройки на окраинах большого города с деревянными домами и с коттеджами очень похожи на сельскую местность. Но и в селах часто можно увидеть улицы из многоэтажных домов.
Что можно называть сельской местностью? Чем отличается село от города?
Современные ученые считают, что города возникают на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т. е. на внешних связях. Деревня же может прожить сама по себе, используя поля, леса, луга. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.
В России городом считают населенный пункт с численностью более 12 млн человек. Но есть города меньше, а деревни побольше. Самые большие сельские поселения находятся в Краснодарском крае – станицы с населением 20-30 тыс. человек. А село Шпаковское около Ставрополя является самым большим селом с населением около 50 тыс. Но важно то, чем заняты люди. Большая часть сельчан занята в земледелии и животноводстве.
Между городом и селом есть переходная форма поселения – это поселок городского типа (раньше называли посады, слободы), где жители работают в промышленности, на транспорте. Село, как правило, большое, имеет церковь, школу, магазины. Деревня обычно без церкви и поменьше села. Хутор имеет один, два дома вдали от сел и деревень.
В сельской местности живет Уа населения, а в начале XX века 85% населения было сельским.
Сельские населенные пункты, их разнообразие
Вопросы к классу:
Какие населенные пункты считаются сельскими поселениями? (Населенные пункты с населением менее 12 тысяч человек.)
Какие типы сельских населенных пунктов можно выделить? (В России можно выделить следующие типы сельских населенных пунктов: деревни, села, хутора, станицы, аулы. Преобладают деревни и села. Сельские жители традиционно жили общиной.)
Что характерно для сельского образа жизни? (Учащиеся могут принять участие в обсуждении этого вопроса, опираясь на свой опыт жизни в сельской местности, так как у многих из них в деревнях живут бабушки и дедушки.)
А что является главным занятием сельских жителей? (Сельское хозяйство – растениеводство, животноводство.)
Почему села не должны быть очень крупными? (Чем крупнее населенный пункт, тем дальше добираться до полей.)
От чего зависит плотность сельских населенных пунктов? (Чем плодороднее почва, тем большее количество людей она может прокормить, тем выше плотность населения.)
Следовательно, сельские поселения размещаются зонально и имеют особенности расселения в каждой природной зоне (рис. 22, уч. А.; рис. 19, уч. Д.).
Задание:
– Используя текст учебника (уч. А., с. 87), заполните таблицу.
Проблемы деревни
Главная проблема деревни – проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли за период урбанизации в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном женщины.
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в деревне. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают лесом.
Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ.
Одним из путей решения проблемы обезлюдения села может быть заселение исчезающих деревень мигрантами с Севера, беженцами и вынужденными переселенцами.
Закрепление
В чем отличие сельских поселений от городских? (По численности населения: сельский населенный пункт имеет численность населения менее 12 тысяч человек; по занятию населения: жители сельского населенного пункта заняты в сельском хозяйстве.)
Почему села и деревни лесной зоны не могут быть крупными? (Малоплодородные подзолистые и дерново-подзолистые почвы не дают высоких урожаев и не могут прокормить многочисленное население. Почвы требуют внесения удобрений, и должны находиться недалеко от фермы.)
Назовите две главные зоны расселения населения в России. (Основная зона расселения и зона Севера.)
Где расположена главная полоса расселения (основная зона)? (Большую часть Европейской России, сужаясь к югу Сибири и Дальнего Востока (вдоль Сибирской магистрали).)
Докажите, что сельские поселения возникают на ресурсах. (Сельские жители используют земельные, лесные, охотничьи и водные ресурсы. Используя ресурсы, жители деревни сами себя обеспечивали почти всем.)
Домашнее задание
По уч. А.: §11 и §19; По уч. Д.: §8.