Цель урока: 1) Сформировать знания о климатообразующих факторах Евразии;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Климатическая карта Евразии.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Особенности формирования рельефа Евразии (средняя высота материка
2. Районы землетрясений и вулканических извержений (Альпийско-Гималайский сейсмический пояс; в 1911 году в Алматы разрушительное 9-бальное землетрясение; в 1988 году – в Спитаке (Армения) – погибло 250 тысяч человек; в
3. Основные типы рельефа (в Европе преобладают низменности и низкогорья – Восточно-Европейская равнина, Среднеевропейская и Дунайская низменности, Скандинавские горы, Среднеевропейское низкогорье, Уральские горы; высокие горы – Альпы, Карпаты, Пиренеи – альпийский тип рельефа; в Азии – преобладают плоскогорья, горные возвышенности, горные хребты; равнины – Туранская, Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская низменность, Прикаспийская; Среднесибирское плоскогорье; горы – Алтай, Саяны, Прибайкальские, Северо-Восточные Сибирские горы – Верхоянские, Черский хребет, Корякская и Чукотская горные возвышенности, Приамурские горы и горы Дольнего востока – Бурейский хребет, Сихотэ-Алинь; Высокая Азия – Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи; полуострова Индостан, Индокитай, Аравийский; Великая Китайская равнина; Туранская и Западно-Сибирская низменности были дном моря – молодые платформы; самый крупный ледник материка Федченко на Памире (длина
4. Полезные ископаемые (магматические железные руды (Индия, Курск, Скандинавия), оловянно-вольфрамовый пояс на востоке Евразии, золото, драгоценные камни (Якутия, Индостан, Шри-Ланка) – сапфиры, алмазы, рубины; осадочные в районах накопления морских и континентальных отложений – железо, фосфориты, бокситы, соли, нефть, газ – в Персидском заливе, Северном и Средиземном морях, Западно-Сибирской и Прикаспийской низменностях, на Велико-Китайской равнине; каменный уголь – Уэльс (Великобритания), Верхне-Силезский (Польша), Рур (Германия), Донецк (Украина), Караганда (Казахстан), в Китае; фосфориты – в Каратау, бокситы – в Казахстане, на севере Великой Китайской равнины, в Альпах)
III.Всесторонняя проверка знаний.
Работа с тестами
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие климатообразующие факторы повлияли на климат Евразии?
V.Объяснение новой темы.
1. Климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, рельеф, близость к океанам, циркуляция атмосферы; самый большой материк)
2. Климатические пояса (арктический, субарктический, умеренный делится на сектора – морской, умеренно континентальный, резко континентальный и муссонный; субтропический – средиземноморский, высокогорный, муссонный; тропический – муссонный и континентальный; субэкваториальный и экваториальный)
3. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека (на сельское хозяйство, строительство, оздоровительные учреждения, промышленность; стихийные бедствия)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в конце параграфа.
VII.Домашнее задание. § 18,19, проанализировать климатограммы.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: На материке Евразия есть все климатические пояса, так как это самый большой материк. При размещении хозяйства и проведении мер по охране природы необходимо учитывать климатические условия местности.